Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:





МОНАРХИЯ

МОНАРХИЯ
Монархия Монархия - форма государственного устройства (или самое государство,в котором господствует такая форма), обыкновенно противополагаемаяреспублике. По обычному представлению, они различаются тем, что в М.верховная государственная власть принадлежит одному лицу, пользующемусяею по собственному праву, не делегированному ему никакой другой властью,тогда как в республике она делегируется одному или нескольким лицам,всегда на определенный срок, народом или какой-либо его частью, которомуили которой принадлежит суверенитет. Какое определение может считатьсяверным разве только в применении к современным цивилизованнымгосударствам. В течение тысячелетий государственной жизни человечестваформы государственного устройства вообще и М. в частности были докрайности разнообразны; обнять всю их совокупность несколькими стройнымиформулами не представляется возможным. Слово М. происходит от греческихmonoV (один) и arch (власть) и обозначает единовластие, единодержавие;между тем, существовали М. с двумя царями во главе (Спарта); иногдаговорят (Полибий) о власти двух консулов, как о монархическом элементегосударственного устройства Рима. В некоторых государствах лицо,обозначаемое именем монарха, иногда бывало настолько лишено реальнойвласти, что самое отнесение государства к типу М. или республикивызывает серьезные сомнения (Спарта, Рим периода царей).Противоположение М. и республики есть создание нового времени; у древних(Аристотель) государства делились на М., аристократ и политии, М. же всвою очередь делились на правильные и неправильные, т. е. на собственноМ. и тирании, смотря по тому, стремится ли монарх к осуществлениюличного или общего блага. При всей распространенности в настоящее времяклассификации государств на М. и республики, она не является безусловнообщепризнанным; многие пытаются удержать деление Аристотеля, снекоторыми поправками, другие ищут принципа классификации не ворганизации власти, а в ее отношении к личности, обществу или своимзадачам, и потому говорят даже о "республиканских М." (Кант). В историипостоянной смены государственных форм можно отметить следующиеглавнейшие типы М., рядом с которыми, однако, существовали и многиедругие. В начале государственной жизни всех арийских народов мы находимМ., но с властью монарха до чрезвычайности ограниченной общенароднымисобранием или собранием старейшин, или тем и другим вместе (сенат иcomitiacariata в Риме); обязанности монарха - преимущественно военные, ккоторыми часто присоединяются жреческая и судебная. Принципнаследственности власти в это время является далеко не установленным,так как главным основанием власти является личное достоинство(наследственность конкурирует с избранием). В дальнейшем своему развитиюМ. или уступает место республике, или, напротив, крепнет; в таком случаеограничении отпадают и власть делается наследственной. Своеобразнымтипом монархии является Римская империя, в которой республиканскиеучреждения долгое время сочетались с весьма сильной властью главыгосударства, формально не носившего титула монарха, а возлагавшего насебя лишь различные республиканские должности; но в последующий периодimperator и prinсeps обратился в настоящего неограниченного, внаследственного монарха. В феодальную эпоху монархическая властьосновывается на крупном землевладении и является весьма слабой. В этовремя вырабатывается тип М. с правильно избираемым пожизненно монархом(Польша, свящ. Римская империя; сюда же нужно причислить избрание папы,бывшего светским главой Церковной области). Император свящ. Римскойимперии жалует герцогскиe и другие титулы, дающие монархическую власть,основанием которой, рядом с приобретением по наследству и избранием,является, таким образом, пожалование. На рубеже средних и новых вековвозникают сильные абсолютные М.; их правители постепенно уничтожаютостатки сословно-представительных учреждений. В XIX в. власть монархов вЗап. Европе понемногу ограничивается, но уже не сословным, аобщенародным представительством. В настоящее время все М. резко делятсяна неограниченные и ограниченные или конституционные. Черты, общие М.обоих видов: во главе государства стоит монарх, пользующийся своейвластью по наследству (избирательный М. отошли в область истории; дажелицо, являющееся основателем династии, приобретает власть нанаследственном начале), т. е по собственному праву, "милостью Божией",как это обыкновенно говорится в его титуле, или же "милостью Божией иволей народа". В силу этого монарх является юридически неответственным(неответственным за свои политические действия может быть и президентреспублики). Монарху принадлежит вся полнота верховной государственнойвласти: он является источником всякого права (другими словами, только сего соизволения постановление может приобрести силу закона); он стоит воглаве исполнительной власти; его именем отправляется правосудие; емупринадлежит, в более или менее значительной степени, право помилования;в международных отношениях только он один представляет государство.Монарх пользуется титулом (императора, короля, герцога, князя), получаетзначительное содержание из государственного казначейства, имеет право наособенную охрану своей личности. Различие между ограниченными инеограниченными монархиями заключается в том, что в последних всемиперечисленными правами монарх пользуется безусловно и независимо откакой бы то ни было иной власти, а в первых - при посредстве илиобязательном содействии органов или властей, имеющих существованиенезависимое от его личности. Попытки различать собственно М. от деспотийили тираний продолжаются и поныне, но в замен психологического основанияАристотеля признается необходимым основание юридическое. Монтескьенаходит его в признаке полной неограниченности власти монарха в деспотиии ограничении ее неотъемлемыми привилегиями какого-либо сословия вмонархии; но эта классификация применима не ко всем неограниченныммонархам. Другие видят признак деспотизма в смешении законодательной,судебной и исполнительной власти (Кант). Наконец, в самое новейшее времявыдвигают (Градовский) господство принципа законности впротивоположность произволу; в деспотиях, по этой теории, основанием длярешения всякого вопроса может явиться воля монарха, выражаемая ad hoc,тогда как монархи управляются, как это выражено в основных законахРоссийской империи, "на твердых основаниях законов, учреждений иустановлений, от самодержавной власти исходящих" - законов обязательныхдля самой верховной власти, пока они не будут отменены в общем порядке,ею же законно установленном. Это различение, выдвигающее правильный, сюридической точки зрения, принцип, на практике имеет не всегдаодинаковое значение. Монархии конституционные, в свою очередь, делятсяна два вида: М. представительные или дуалистические и М. парламентарный.И в тех, и в других М. делит власть с парламентом, но в первых за нимостается вся исполнительная власть, тогда как во вторых он и ееотправляет через посредство министров, ответственных перед парламентом.Обычным юридическим способом ограничения власти монарха являетсяпостановление, что никакое его повеление не имеет силы, пока оно неконтрасигновано соответственным министром. В М. первого типа министрыответственны только перед самим монархом, назначаются и смещаются им;обязанность монарха подчиняться парламентам в законодательной сферегарантируется в таких государствах (хотя весьма недостаточно, как этодоказывает пример Пруссии в эпоху конфликта 1862 - 66 г.) правомпарламента вотировать бюджет. В М. второго типа министры ответственныперед парламентом, и хотя назначаются монархом, но низвергаютсяпарламентскими вотумами недоверия. В государствах последнего типа умонарха осталось очень мало реальной власти. Никакое его желание, дажетакое частное, как относительно помилования преступника, de facto неможет быть исполнено, если оно вызывает недовольство парламента;парламенты ограничивают даже свободу монархов в чисто личных делах(браки, дворцовые служители). Между тем de iure за монархом остаетсягромадная власть: и окончательное утверждено законов, и их исполнение, иназначение и смещение всех чиновников, и объявление войны, и заключениемира - все это лежит на нем, но он может исполнять все это лишь всогласии с волей народа, выражаемого парламентом. Монарх "царствует, ноне управляет"; однако и он представляет свое государство, является егосимволом. Было бы неправильно сказать, что в таких государствах активнаяроль монарха сведена к нулю. Если монарх желает, он может тормозитьправильный ход государственной машины, вызывая министерские кризисы,отказывая в своей санкции парламентским постановлениям, распускаяпарламент, производя давление на него или на избирателей и проч. (лучшийпример - Сербия). Еще значительнее его роль, если он хочет действоватьконституционно; являясь главным представителем государства иисполнителем воли народа, он несет различные функции, важные вособенности в области иностранной политики, а также в моменты кризисов иконфликтов в области внутренней. Наиболее яркими образцами государствдуалистических могут служить германские государства, в особенностиБавария и Прусcия, также Австрия; образцами государств парламентарных -Англия и Бельгия. Особенное место в ряду М. занимают М. вассальные исоюзные государства. В вассальных М. (Болгария) власть монарха являетсянеполной, так как он лишен существенного нрава, представляет своегосударство в международных отношениях. Типом монархического союзногогосударства является в настоящее время Германия. По конституции, онаесть вечный союз государств, в котором прусск. королю принадлежитпрезидентство со званием императора; но фактически Германия есть именносоюзное государство, в котором император пользуется властью впрерогативами монарха, властью хотя и неполной, но суверенной. Ср. всеобщие сочинения по государственному праву и специально Масchiаvelli, "Ilprincipe"; Lor. Stein, "Das Konigthum, die Republik und die Souveranitat der franzosischen Gesellschaft seit der Febraarrevolution" (2 изд.,1885); J. von Held, "Das Kaisertum als Rechtsbegriff" (Вюрцб., 1879);Hinrichs, "Die Konige" (Лиц., 1852); Fischer, "Das Becht des deutschenKaisers" (Б., 1894); Ficker, "Deutsches Konigtum u. Kaisertum"(Иннсбрук, 1862); Artom, "II re costituzionale" (Турин, 1884); Cimia,"II capddio stato nel governo costituzionale" (Typ., 1885); Brunialti,"La monai'cbia representativa" (Вeченца, 1879); Campanella, "Monarchia erepublica" (Флоренция, 1881); Брайса, "Священная Римская Империя"(Москва) 1891) и др., а также сочинения, указанные при слове Король(XVI, 317). Для истории М. важны сочинения Фюстель де Куданжа. В. В - в.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009