Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:





МОНИЗМ

МОНИЗМ
Монизм Монизм (от греческого monoV - единый) - обозначает собой философскоенаправление, признающее только один принцип бытия; в этом смысле М.противоположен как дуализму, допускающему два противоположных принципабытия, так и плурализму, допускающему бесконечное множество качественноразличных субстанций (монады Лейбница, "гомойомеры Анаксагора). Какматериализм, так и идеализм представляют собой системы монистические.Впервые М. был противопоставлен дуализму Вольфом, который себя причислялк дуалистам. Термин М. получил распространение лишь в применении кгегелевской философии и в особенности в современной натурфилософии(Геккеля, Нуаре и др.), для которых духовное и материальноепредставляются не самостоятельными началами, а чем-то неразрывным. Вэтом направлении вновь проявляются древние гидозоистическиепредставления. Таким образом значение термина монизм изменилось.Вольфова школа видела в монизме смешение понятий материи и духа итребовала их разделения; если же в современной философской литературе ивосстают против М. (Геккеля), то в сущности лишь для того, чтобы наместо натуралистического понимания поставить иной М., исходящий изгносеологических воззрений, по которым материя и дух являются лишьразличными сторонами одного и того же бытия, зависящими от субъективногопонимания. Не может быть никакого сомнения в том, что истинная философияможет быть только монистической: основное требование всякой философскойсистемы заключается в проведении единого начала, и отказаться от этоготребования, значит отказаться от возможности понять мир как целое, каккосмос (порядок). Не всякий М., однако, имеет философское значение.Материалистическому М. вполне справедливо противопоставляютдуалистическое миропонимание, которое, как критический прием, как анализпонятий, имеет полное значение. Но на дуализме остановиться нельзя:поняв различие духа и материи, нужно искать объединения в высшем понятиив идеалистическом М., который субстанциальное значение признает лишь задухом, а в материи видит феномен, всецело объяснимый деятельностьюдуховного начала. Вся новая философия, начиная от Декарта, шла по этойдороге и нужно полагать, что по этому направлению пойдет и будущаяфилософия, пользуясь результатами идеализма XVII в. и начала XIX в.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009