Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:





МАЯК

МАЯК
Маяк Маяк - высокое, в виде башни, строениe, стоящее на морском берегу, напути следования судов - для указания пути мореплавателям. Ночью навершине М. поддерживается огонь. Указательные М. возводятся в открытомморе, на отдельных небольших скалах и отмелях, а иногда и наискусственных возвышениях дна; они служат главным образом для того,чтобы дать возможность судну, приближающемуся к берегу, ориентироватьсяотносительно своего положения и проверить правильность своего курса.Предостерегательные М. указывают опасные места фарватера. Портовые М.помещаются при входе в порт, на голов ах портовых молов. Знаменитейшийиз всех М. древности был М. адександрийский, на острове Фаросе,вследствие чего название острова сделалось нарицательным именем для М.вообще. Александрийский фарос причислялся к так наз. семи чудесам света.Вышина его была 170 м. Он был построен Состратом ок. 283 г. по Р. Хр,существовал еще в 1317 г. Не меньшею известностью пользовался вдревности маяк родосский (родосский колосс). К известнейшим маякампозднейшего времени принадлежит построенный в 1584 - 1610 г. кордуанскиймаяк. М. вангерокский и скагенский, на северной оконечности Ютландии,существуют более 300 лет. По трудностям, представившимся при егопостройке, замечателен М. эдистонский и М. на скале Инч-кап илиБель-рок. Из современных самым старинным считается М. Коруния,построенный императором Траяном, возобновленный в 1634 г. и недавноснабженный проблесковым освещением. К наиболее смелым новейшимсооружениям принадлежит построенный несколько лет тому назадротерзандский М. в устье р. Везер. Днем М. легко распознаются повнешнему очертанию их и окраске, а также по характеру окружающейместности. Для возможности же различения М. и в темное время и дляпредотвращения весьма опасных ошибок в этом отношении, необходимокаждому из них присвоить характерное освещение. Введенные для этой целицветные стекла фонарей не всегда могут быть применяемы, так как набольших расстояниях цвет огня теряется. Поэтому различие маячных огнейдостигается переменами света. Для этого установлено следуюшееподразделение. Постоянный огонь показывает непрерывающийся, равномерный,одноцветный свет. Вертящийся - показывает через правильные промежуткивремени проблески и затмения попеременно, причем сила света в каждомпроблеске сначала увеличивается постепенно до его наибольшей яркости изатем таким же образом уменьшается до его затмения. На некоторых М.проблески соединяются в отдельные группы по два и по три, быстроследующих один за другим, с возрастающею и уменьшающеюся яркостью, послечего следует более продолжительное затмение. У вертящихся огнейзатмения, за небольшими исключениями, более продолжительны, чемпроблески. Мерцающий - с весьма частыми проблесками, причем в яснуюпогоду и на близком расстоянии между проблесками заметен слабый свет.Постоянный с проблесками - представляет постоянный огонь, чрезправильные промежутки времени прерывающийся одним или несколькимипроблесками. Проблески эти или имеют значительно большую яркость, чемпостоянный между ними огонь, или же они другого цвета. Проблесковыйогонь показывается вдруг в полной силе, виден весьма непродолжительноевремя и затем таким же образом затмевается. также на непродолжительноевремя. В настоящее время на русских М. находятся в употребленииследующие проблесковые огни: а) равномерно-проблесковый, белый иликрасный, показывает правильно-повторяющийся, белый или красный свет,продолжительностью около одной секунды и последуемый затмением той жепродолжительности; б) одно-проблесковый, белый или красный, показываетправильно повторяющийся белый или красный свет, продолжительностью околоодной секунды, последуемый затмением в четыре приблизительно секунды; в)дву-проблесковый показывает два правильно повторяющихся инепосредственно один за другим следующих проблеска, последуемыхзатмением около четырех секунд; г) трехпроблесковый и т. д. Отличиемэтих последних огней служит уже не продолжительность затмений ипроблесков, а число проблесков. Переменный огонь имеет постоянную силу,но цвет огня через правильные промежутки времени из белого переходит вкрасный или зеленый и обратно - без промежутков затмений. Этот типупотребляется почти исключительно при огнях, освещаемых бензином илигазолином и приводящих аппарат в движение посредством подымающегося отних нагретого воздуха, причем цвет огня меняется от 20 до 50 раз вминуту. Перемены света производятся различного рода вращающимисяабажурами или же вращением самих фонарей. Источником света для маячныхогней в настоящее время служат большею частью лампы с несколькимиконцентрическими светильнями, с полным притоком воздуха между ними иполным сгоранием масла, обыкновенно сурепного. Из минеральных масел,которые в последнее время входят в употребление вследствие их дешевизны,применяют бензин и керосин; минеральные масла, однако, портят стекла,которые тускнеют. Такое же влияние имеют китовый жир и спермацет,которые весьма употребительны для маячного освещения в Америке. Дляравномерного горения употребляются лампы наподобие Аргантовых, спритоком масла сверху, или же масло накачивается в лампу из запасногорезервуара с помощью насоса, который приводится в действие часовыммеханизмом. Газовое освещение удобно лишь в тех случаях, когда М.расположен на берегу вблизи города, в котором имеется газовое освещение(портовые огни). Электрическое освещение стали вводить на многих М. впоследнее время, и в этом отношении достигнуты отличные успехи, вособенности во Франции (Ла-Гев и др.). Для освещения М. употребляютсядве системы аппаратов, отражательная или катоптрическая, и преломляющаяили диоптрическая, известная также под именем Френелевой. Отражательнаясистема представляет в применении к большим М. следующие неудобства: 1)рефлекторы или зеркала поглощают более половины лучей света; 2) медные,посеребреные зеркала скоро тускнеют и 3) прибор имеет значительный вес,вследствие чего трудно устроить часовой механизм достаточной силы длявращения его. Поэтому в настоящее время повсюду отражательные аппаратызаменяются Френелевыми, в которых сплошные плосковыпуклые стеклазаменены ступенчатыми, составленными из отдельных призм. Для собиранияже в этой системе лучей света, идущих вверх и вниз, минуя стекла,помещаются сверху и снизу плоские или параболические отражательныезеркала, и тогда получается соединение отражательной системы сдиоптрическою, которое носит название катодиоптрической системы . В этойсистеме Френелем сделано усовершенствование, состоящее в том, чтозеркала заменены также призмами, с полным внутренним отражением. Самыйсильный огонь горит в настоящее время на М. Ла-Гев, близ Гавра. Свет еговиден на 50 морских миль. Еще более сильный огонь устанавливается теперьфранцузским правительством на мысе Пенмарк, близ Бреста. Для содержанияМ. и наблюдения за ними во всех государствах существуют особыеучреждения. Большая часть М. у берегов наших морей состоит в веденииморского мин. М. на внутренних водных путях, озерах (Ладожском и др.), атакже многие огни в портах содержатся министерством путей сообщения.Наши М. зажигаются при захождении и гасятся при восходе солнца.Береговые М. Черного и Азовского морей и большая часть каспийских маяковосвещаются круглый год. Большая часть М. Балтийского моря, а также почтивсе М. Восточного океана освещаются в продолжение всей навигации. М.Белого моря, по причине светлых ночей, освещаются с 20 июля до 1 ноября,за исключением М. жижгинского и соловецкого, которые прекращаютосвещение 16 ноября. В Финском и Ботническом заливах все малые маячныеогни (с переменным огнем), освещаемые нефтяным маслом, горят день и ночьи зажигаются ежегодно со вскрытия фарватеров от льда по 19 маявключительно, затем освещение их прекращается и начинается вновь с 19июля; некоторые огни - в Аспенских шхерах, у Свеаборга, в Ганге, вЛедзунде и в Мариенхамне - зажигаются 14 июля. Часто при М. находятсяспасательные станции и приспособления для подачи туманных сигналов. Навсех наших береговых М. во время тумана, метели, вьюги и пасмурностипроизводится двух-ударный звон колокола, с перерывами не более 3-хминут, на подобие того, как на судах бьют стклянки, но интервалы междудвумя ударами несколько короче. На плавучих М. производится трех-ударныйзвон или рында, с остановками до 2-х минут. В зависимости от дальностиосвещения М. и от напряжения огня, М. разделяются на разряды (у наспринято четыре разряда). Система устройства М. зависит от места егоустановки и цели, для которой М. предназначается. Разряд огня, системааппарата, высота огня над уровнем моря определяются требуемою дальностьюосвещения и местными условиями. М., устраиваемые в открытом море или нанебольших скалах, через которые перекатываются волны, должны бытьобеспечены против разрушения волнами. Поэтому маяки эти должны бытьособенно тяжелыми, части их должны быть прочно связаны между собою и соснованием. Так как внутри М. необходимо расположить жилое помещение длямаячной прислуги, склады для материалов, цистерны для пресной воды ипр., то их необходимо строить в виде толстых башен из тесаного камня,возможно больших размеров, с притескою их таким образом, чтобы все камнибыли связаны между собою даже без раствора, представляя как бынераздельную монолитную массу . В береговых М. строение для смотрителявозводится обыкновенно отдельно от башни, которая делается круглою,четырехугольною или восьмиугольною. При Толбухином М. помещение длясмотрителя и маячной прислуги устроено в связи с маячною башнею. В связис башнею находится чугунная же, внутри обшитая деревом, пристройка, дляпомещения двух человек маячных служителей. Такого рода башни ставятся наконцах дамб или в воротах гаваней. Иногда применяются также деревянныемаячные башни, главным образом при неимении средств для постройкикаменных и преимущественно на внутренних водных путях (М. Ладожскогоозера). Описание русских М., по отдельным морям, издаются главнымгидрографическим управлением морского министерства. В этих описанияхпомещаются: географическое положение каждого М., число, вид и цветогней, промежуток между проблесками, освещаемое пространство, горизонтогня, цвет М., высота огня и пр. сведения, характеризующие М. Ср. проф.А. Г. Нюберг, "Курс портовых сооружений" (СПб., 1896); контр-адм.Баженов, "Маяки, их осветительные аппараты и звуковые приборы" (СПб.,1884). А. Таненбаум.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009