Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:





МИДИЯ

МИДИЯ
Мидия Мидия - зап. часть Ирана, к В. от Загра и к С. от Сузианы. ДоКаспийского моря М. не достигала, будучи отделена от него племенамикадусеев, амардов и др. Страна делилась на собственную или Великую М.(теперь Иракаджеми) и Атропатену (Азербайджан). Жители, арийцы,распадались, по Геродоту, на 6 племен. Страна гористая и холодная, нобогата плодородными долинами; славилась лошадьми, солью и смарагдами.Главная р. Амард (Сефидруд). Источники сведений о М. - летописиассирийских и надписи вавилонских царей (Набонида), Библия и классики,особенно Геродот, Бероз, Страбон и Ктесия. Если исключить основанное нанедоразумении известие Бероза о покорении Мидией Вавилона в IIIтысячелетии до Р. Хр. и основании там мидийской династии, то первыедостоверные известия о Мидии относятся к IX в. до Р. Хр. Ассирийскийцарь Рамманнирари III упоминает в своих надписях, в числе покоренныхнародов, Мадаи. Полудикие горцы и номады впервые пришли тогда всоприкосновение с культурным миром; царствование Рамманнирари и егоматери (?), вавилонской царевны Саммурамат, навсегда оставило следы в ихвоспоминаниях; оно было окружено ореолом чудесных легенд, и Саммураматпревратилась в основательницу царства и культуры Семирамиду, рассказы окоторой Ктесия, очевидно, заимствовал из мидийских источников.Тиглатпалассар III (745 - 727) говорит о получении им дани с мидийскихкнязей "до горы Бикни" (вероятно - Демавенда), восточного предела егоцарства, Затем из 4-й кн. Царств (17, 6) мы узнаем, что в горах М. былипоселены Салманассаром израильские пленники. Чтобы удерживать М. вповиновении, Саргон (722 - 704) выстроил крепость Карг-Саргон. Ноассирийским царям было вообще трудно справляться с М. "Отдаленные" -постоянный эпитет мидян в ассирийских летописях, не смотря на то, чтоони жили почти рядом с Ассирией и гораздо ближе Палестины и Египта; этообъясняется недоступностью горной страны. Храбрость жителей стяжала имэпитет "могучие"; вообще ассирийцы, кажется, видели в них опасногосоперника. Уже Саргону пришлось не раз усмирять восстания в М.; походытуда продолжались и при Синахерибе и Ассаргаддоне. При последнемассирийское владычество сделало, кажется, новые успехи; к нему являлисьмидийские князя и просили его защиты против враждебных единоплеменников;это дало повод к вмешательству Ассирии во внутренние дела М.Ассурбанипале в начале царствования упоминает о подавлении восстаниямидийских вождей, но во время всеобщего восстания и войны сШамашшумукином М. удалось, кажется, освободиться; по крайней мере, о нейбольше не слышно в ассирийсиких источниках. История самостоятельногомидийского государства изложена у Геродота, по-видимому, довольно близкок истине. Объединение разрозненных племен и деревень приписываетсяДейоку, равно как и основание Экбатаны и введение парской власти (вначале VII в.). Это обуславливалось, вероятно, необходимостьюорганизованного отпора ассирийским завоеваниям. По Геродоту, царствосуществовало 160 лет, при 4 царях; Ктесия же приводить их 10. Припреемнике Дейока, Фраорте (Фравартис), М. вступила на путь завоеваний:была покорена Персия и даже осаждена Ниневия, но на этот раз неудачно, иФраорт погиб. Преемник его Киаксар (Хувахшатара, 634 - 585) был наиболеемогущественным и популярным мидийским царем; при нем М. была первойстраной Азии. Он упорядочил войско и опять пошел на Ниневию, но и наэтот раз она была спасена, благодаря нашествию скифов из нынешней южнойРоссии, через вост. часть Кавказа; они завладели М. и Киаксар отделалсяот них лишь через 28 лет, перебив на пиру их вождей. Теперь, наконец,пала Ниневия, под ударами мидян и их союзников халдеев, царь которых,Набопалассар, женил своего сына Навуходоносора на дочери Шаксара.Победители поделили наследство: Ю. достался халдеям, С. с Ассирией,Арменией, Киликией и Каппадокией до р. Галис - мидянам. Вся эта областьс этих пор стала называться М. в широком смысле; Ксенофонт уже не помнитоб ассирийцах и все развалины древних городов приписывает мидянам,которые, по его мнению; были первоначальными обитателями страны. Желаниераспространить владычество свое за Галис вовлекло Kиакcapa в войну сАдлиатом лидийским; она длилась пять лет, до 585 г. и окончилась миром,при посредничестве Сиеннесия киликийского и Навуходоносора. В том жегоду умер Kиаксаром и на престол вступил Aстиаг. О нем долго ничего небыло известно, кроме печальной судьбы его: при нем мидийское царствозаменено персидским, в лице Кира. Клинообразные надписи Набонида пролилиновый свет на это событие. Если полагаться на точность выраженийнадписей, то с Шаксаром кончилась национальная династия и сноваводворилось господство скифов. Но оно длилось недолго; надписьпродолжает: "Мардук сказал мне: Умманманда (царь скифов) и цари, егосоюзники, не существуют больше: в 3-й год боги положили им конец. Кир,царь Ансана, его незначительный вассал, рассыпал со своимималочисленными войсками полчища Умманманды". По известию Вавилонскойклинообразной хроники, против Acтиага восстали приближенные люди ивыдали его Киру, который явился в Экбатану и взял оттуда богатую добычу(550 г.). Во время всеобщего восстания провинций против Дария, в Мидиитакже явился претендент, некто Фраорт, назвавшийся потомком Kиакcapa ипривлекший на свою сторону парфян и гирканов. После неудачных попытокцарских полководцев, Дарий сам разбил его при Кудуре (Кирманшах), апосле Новой битвы, у Раг, он был взят в плен и казнен. При Дарии М.вошла в состав 2-й персидской сатрапии, платившей 500 талантов. Здесь,на пути из Вавилона к Каспийским воротам, паслось 50000 царских коней.Персы заимствовали от мидян многие элементы культуры, так чтовпоследствии трудно было различить, что принадлежит собственно им.Страбон считает персидскую одежду мидийской, так как тюрбаны, войлочныешляпы, хитоны с рукавами и обувь годились скорее для холодного горногосевера. Александр Вел. отдал М. Пармениону; после его смерти здесьводворился Пифон. Экбатана продолжала быть летней столицей. Сделавшись,затем, частью монархии Селевкидов, М. в 152 г. отнята у ее парфянами,хотя Атропатена, удачно противившаяся македонскому завоеванию, и припарфянах была почти независима. В последний раз М. играласамостоятельную роль в конце 1 в. до Р. Хр. : Антоний воевал с эфемернымцарем М., Артавасдом. Римлянам принадлежала только Атропатена, которая иносила у них имя М.; остальная часть оставалась во власти парфян. С этихпор имя Мидия существует только как географический термин (ново персид.Мai?) О мидийской культуре нам очень мало известно, так как до сих порне производилось в М. систематических раскопок. Несомненна ее теснаясвязь с ассиро-вавилонской; Геродотово описание Экбатаны указывает наразвитие астрологии и поклонения светилам, но вообще о религии М. мыничего не знаем, если не считать признаваемой многими учеными связимежду одним из мидийск. племен, магами, и коллегией жрецов этого имени -связи, делающей из М. родину магии. Страбон говорит о распространенном вМ. многоженстве. М. пользовалась в древности большой славой; имя еепережило ее политическое существование и у греков часто отождествлялосьс именем Персии. При Селевкидах началась эллинизация М. Рагипереименованы в Еврон; выстроены Лаодикея, Анамея, Ираклея. Парфянепереименовали Раги в Арсакий. Ср. Spiegel, "Eranische Alterthumskunde"(Лпц., 1873); Noldeke, "Aufsatze zur Persischen Geschichte" (Лпц.,1887); Justi, "Geschichte des alten Persiens" (сб. Онкена); Lenormant,"Sur la monarchie des Medes" (1871); Delattre, "Le peuple et l'empiredes Medes" (Брюссель, 1883); Winckler, "Zur medischen und altpersisehenGeschichte"("Untersuchungen", ' 1889); его же, "Die Meder und d. FallNinives" ("Forschungen", 1894); Robion, "L'etat religieux de la Grece etd'Orient au Siecle d'Alexandre. II. Les regions Syro-Babylonennoes etl'Eran" (П., 1895). Б. Т.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009