Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:





МАТЕРИЯ

МАТЕРИЯ
Материя Материя, материальное начало, материальная причина (ulh, materiа,causa material) - то, из чего состоит и из чего происходит данныйпредмет. Когда вопрос: из чего? ставится в общем и безусловном виде, вприменении ко всему существующему, возникает философское учение о М.,подготовлением и переходом к которому служат относительные обобщенияестественных наук, выводящия наш ум из наивных представлений житейскогосознания. Для такого сознания вопрос о М. этого стола, напр.,окончательно разрешается указанием на дерево, из которого стол сделан.Но то, что есть ответ для житейского сознания, становится для наукипредметом ее вопросов: она спрашивает о М. дерева и находит ее вфизически неделимых частицах или тельцах данного растительного вещества,состоящих из определенного сочетания химических атомов (углерода,водорода и т. д.). Это есть не только дополнение или продолжение первогонаивного ответа, но и важная его поправка. Житейское сознание, признаваяв дереве М. тех или других предметов, из него сделанных, видит в немподлинную вещь или субстанцию, и потому, когда оно перестает быть тем,чем было, - напр., сгорает, - это приводит к нелепому представлению обисчезновении или уничтожении вещей или субстанций. Для науки, напротив,дерево не есть вещь, а только состояние вещества, и его сгорание не естьисчезновение, а только перемена состояния. Но как наука неостанавливается на том, что признается материею со стороны житейскогосознания, так философия не может остановиться на веществеестествоиспытателей, с его молекулами и атомами. И это вещество, сфилософской точки зрения, есть только то или другое состояние илиявление, а не подлинная М. или первичный субстрат всех вещей. Для химиивсе реальное бытие слагается из некоторого числа элементов или простыхтел. Но уже факт непостоянства этого числа (так как многие изпредполагавшихся элементов оказываются химически разложимыми, а с другойстороны открываются новые простые тела, которым, однако, можетпредстоять та же участь) наводит самих химиков на мысль, что этиэлементы суть только различные видоизменения единого всеобщего субстратаили М. всех тел. В чем же, за отвлечением химических свойств, можетсостоять эта М., какое следует ей дать существенное определение?Догматическая философия Декарта и Спинозы сводила ее к аттрибутупротяжения. Но критическая философия неоспоримо доказала, что протяжениеили пространство есть форма представления, или бытия для другого, аникак не самостоятельная реальность. Следовательно, М., как такая, илиподлинный субстрат вещей, не может состоять в протяжении, или бытьтолько представляемой, а должна иметь также бытие в себе и для себя, т.е. должна быть живою и одушевленною природой. К такому же взглядуприводит, с другой стороны, развитие динамического атомизма,господствующего ныне среди мыслящих физиков. Внутреннее противоречие впонятии вещественного атома, как неделимого тела и безотносительноймассы, побуждает этих физиков разуметь под атомами только центрывзаимодействующих сил, отталкивательных и притягательных. Но нисобственное свойство таких сил, ни единство и связная целость мирозданияне позволяют смотреть на эти динамические центры взаимодействия, как набезусловно отдельные и самобытные существа, в роде Лейбницевых монад;все заставляет; напротив, видеть в их реальном существовании лишьотносительную дифференциацию или распадение единой универсальнойсущности или мировой души. Вл. С.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009