Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:





МИМ

МИМ
Мим Мим - вид народной комедии, у греков и римлян. Греческие М. -сицилийского происхождения; в Сицилии они были первоначальноимпровизированными сценическими представлениями, сопровождавшимисельские праздники или игры: в них не было законченности действия, небыло и хора, вся сущность их заключалась в карикатурном изображениикаких-либо явлений или лиц. Поэт Софрн в V в. первый дал М. болеехудожественную форму, сделав из них сцены современных нравов, иногдасерьезные, иногда карикатурные. Другим автором М. был Ксенарх, сынСофрона, современник тирана Дионисия. Позже греческие М. перерождаются видиллии. Ср. Fuhr, "De mimis Graecorum" (Б., 1860). Римские М. развилисьтакже из народных импровизаций. У римлян ранний народный М. представлялсобой подражание животным звукам, передразнивания лиц и различныхсмешных положений. Наряду с ним появился театральный М.,присоединявшийся к трагедии в качестве песенных партий и дополнения, подназванием exodia; он может считаться оригинальным римским явлением.Сюжет его брался из обыденной жизни: если даже и прибегали кмифологическим темам, то представляли их вполне реалистически. М. всегдарассчитан был на возбуждение смеха зрителей и поэтому содержание егобыло карикатурно и не без скабрезного элемента. Обыкновенно сюжетамислужили прелюбодеяния, мошенничества и обманы всякого рода илинеожиданные катастрофы. Авторы мимов не давали им вполне законченноговида; доставлялся лишь пролог и как бы программа последующих действий, авсе частности оставались на долю импровизации актеров; мимика ижестикуляция при этом играли большую роль. Главный актер называлсяархимимом и от него зависело ведение всего действия; остальные актерыограничивались жестами или немногими словами. Актеры не носили масок, ноявлялись на сцену в карикатурных одеяниях, обыкновенно составленных изразноцветных тряпок; женские роли игрались актрисами, одетыми в короткиеи легкие платья, обнажавшие все формы тела. Ноги, в противоположностьвысокому трагическому котурну, были обуты в легкие тонкие башмаки(отсюда прозвание рlаnipedae). Сюжеты М., требовавшие представленияразличных непристойностей и соединения их с выразительными танцами,должны были содействовать потере чувства человеческого достоинства уактеров и полнейшей потере стыдливости у танцовщиц; последние (inimae)часто в римской литературе выставляются прелестницами, доводящими доразорения мужчин и юношей; таковы были во времена Цицерона Ориго,Ликорида и Арбускула. Тем не менее они имели доступ в дома и обществоримских вельмож, особенно во времена империи. В театрах М. игрались нена всей сцене, но лишь в передней части просцениума, отделенного отзадней особой занавесью. Отдельно М. не давались, но лишь как придаток ктрагедиям. Вместе с пантомимами М. продержались до падения империи.Наиболее знаменитыми мимографами были Децим Лаберий и Публий Сир. Ср.Grysar, "Der romische Mimus" (В., 1854); Friedlanider, "Darstellungenaus der Sitlengenschichte Rums" (6 изд., Лпц., 1889).
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009