Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:





КРАСНОЕ

КРАСНОЕ
Красное Красное море или Аравийский залив (у римлян Sinus arabicus, mагеrubrum) - представляет большой залив Индийского океана, отделяющийАравию от Египта и Абиссинии. С Индийским океаном К. море соединяетсяБаб-эль-Мандебским прол., а на С оно примыкает к Суэцкому перешейку, спрорытием которого в 1869 г. воды К. моря вступили в сообщение с водамиСредиземного моря. К. море расположено между парал. 12°40' и 30°с. ш. имежду меридианами 32°20' и 43°25' в. д. от Гринича. Наибольшеепротяжение К. моря почти по румбу NNW-SSE, между Суэцом иБаб-эльМандебом около 2227 км.; ширина же его в Баб-эль-Мандебе 26 км.,затем оно к С расширяется и достигает наибольшей ширины в своей южн.части, вблизи Массовы, 353 км. Сев. часть моря оканчивается двумязаливами - Суэцким, составляющим продолжение К. моря на NNW на 315 км. инаибольшею шириною 46 км., и зал. Акаба, идущим в NNE направлении на 180км. в длину и наибольше шириною 28 км. Оба последние залива омываютгористый Синайский полуо-в. поверхность К. моря 449010 кв. км.; почти2/3 моря лежат в тропическом поясе. Название К. моря произошло,по-видимому, частью от цвета грунта дна у берегов, частью от окраскиводы, производимой зоофитами и микроскопическими водорослями. Берега К.моря большею частью низкие, на С прилегают к пустыням, в южн. части зап.берег примыкает к гористой Абиссинии; множество коралловых рифов,рассеянных до всему прибрежью, особенно Аравийскому, и местами тянущихсяна большое расстояние от берега, составляют отличительную чертупобережья К. моря. Южн. часть моря, южнее параллели 18° с. ш., изобилуетостровами, из которых важнейшие группы - у Абиссинии: Дагаляк и уАравии-Фаризан; южнее последних, почти по середине моря, вулканическиеострова Жебель-Теир и Жебель-Зукур. В сев. же части моря только дваостровка выступают ближе к середине моря, подымаясь на его поверхность сглубины 400 - 600 сажень, именно острова Братья и Дэдалюс. В отношении рельефа дна К. море представляет собою довольно крутуюузкую котловину, с наибольшею выемкою 1925 м. д 22° 24' сев. шир. и 37°35' вост. долг. Изобата 200 м., севернее 20° с. ш., проходить весьмаблизко от берегов и котловина прерывается здесь только о-вами: Братья,Дэдалюс и С.-Джон, но южнее означенной параллели береговая полоса рифоврасширяется настолько, что свободная от них часть моря суживается почтидо 1/4 всей ширины моря и, наконец, около параллели 15° с. ш. глубокаякотловина оканчивается, дно подымается и в Баб-эльМандебском прол.наибольшая глубина не превышает уже 200 м. На С котловина крутопереходит в сравнительное мелководье у входа в Суэцкий (50-100 м.) иАкаба зал. (несколько более 200 м.) К. море самое соленое и самое теплоена земном шаре. Средняя соленость севернее 20°с. ш. 3,89%, южнее этойпараллели она достигает 3,98%, на больших глубинах соленость превышаетдаже 4%. В Суэцком канале, особенно по мере. приближения к горькомуозеру, соленость свыше 5%. Темп. воды на поверхности в марте- апреле вюжн. части моря до 30° Ц., а в сев. до 22° Ц.; на глубине 1240 м. она21,4°Ц. при поверхностной температуре 25,3° Ц. Полагают, что температурана больших глубинах почти постоянная до самого дна и около 21° Ц. Такимобразом, температура всего столба воды в К. море 22° Ц.; такой высокойтемпературы в среднем для всех глубин не замечается ни в одном из другихморей. Причины высокой солености и температуры заключаются вклиматических условиях. К. море окружено самыми теплыми странами земногошара; в него не впадает "и одной постоянной реки, осадков мало,испарение велико - все это благоприятствует высокой солености, Затемсредняя зимняя температура 21,4° Ц., следовательно, низшие температурына поверхности моря не могут значительно отклоняться от 21,4, и потому всамом море нет причин для более низких температур на глубинах; благодаряже тому, что соленость вод К. моря больше, чем соленость вод Индийскогоокеана, на глубинах через Баб-эль-Мандебский прол. вода стремится из К.моря в океан, и потому океан согревается, и в этом лежит вероятнаяпричина высшей температуры глубин Индийского океана в сев. зап. егочасти . Соответственно подводному течению из К. моря в океан,поверхностная вода стремится в обратном направлении из океана в К. море,хотя постоянство этого последнего течения и нарушается SW муссоном. Вовремя господства SW муссона, т. е. летом, поверхностное течение имеетюжное направление, замечаемое тогда почти по всему Красному морю, ноособенной силы достигает оно в Баб-эль-Мандебском проливе. Приливы иотливы в К. море мало исследованы. Некоторые данные указывают на то, чтоприливная волна входит в К. море через Баб-эль-Мандебский прол.; в этомже направлении следует и уменьшение высоты приливов, но в Суэцком зал.прилив опять увеличивается, достигая 2,2 м. высоты. В Суэцком каналеприливы еще заметны севернее малого горького озера. Климат К. моря одиниз самых жарких на земном шаре, особенно от мая до сентября, когда напароходах, идущих попутным ветром к S, бывают нередко смертные случаи отжары. По выходе из Баб-эльМандебского прол. в океан сразу замечаетсяприятная свежесть воздуха. Суда, идущие от пролива к N, менее страдаютот жары. Массова самое жаркое место из всех известных по своему климату местземного шара, за исключением лишь "долины смерти" в Калифорнии, гдетемпература еще выше. Крайние температуры в Массове наблюдались до 56°Ц. Дождь в Красном море - редкое явление, но влажность воздуха, особеннов южной части моря, летом бывает так велика, что, не смотря натемпературу 28°-29°, белье иногда с трудом сохнет на воздухе. По ночамтемпература падает на несколько градусов и появляется столь сильнаяроса, что на судах даже двойной тент плохо от ее защищает палубу. ВСуэце выпадает в год всего 6 стм. дождя, в отношении же повторяемостиосадков К. море дожить в области, где в среднем в год приходится менее 6дождливых дней. У Массовы дожди случаются обыкновенно с ноября до апреляи лишь редко в августе и октябре. Господствующие ветры в северной частикруглый год NNW, при чем с декабря по марта он дует особенно сильно,летом же он сопровождается сухой мглистой погодою, шквалы редки, нобризы бывают иногда свежие. В южн. части моря летом, с июня по сентябрь,также господствует сев. ветер, но с октября по май дует SSE,сопровождаемый часто среди зимы мглистою погодою, шквалами и дождем.По-видимому, этот ветер есть собственно отклоненный NE муссон, ондостигает особенно большой силы, проходя через узость Баб-эль-Мандеба.На Аравийском берегу ветры вообще сильнее, чем на абиссинских. В сев.части зимою лишь случайно бывает южн. ветер, и ему обыкновеннопредшествует увеличение влажности и падение барометра. Для южн. частиморя Бреннер дает следующие указания относительно предсказаниянаправления ветра: если вечером наблюдают зарницу в NE части горизонта,то следует ожидать сильный S ветер, если же в SW квадранте, то наступитьN ветер. Между обоими областями ветров там, где море шире, обыкновеннолегкие переменные ветры или штиль. Ураганы в К. море неизвестны, но всеже ветер иногда достигает силы шторма. Между Суэцом и Дэдалюсом иногдабывает шторм от W, сопровождаемый густою массою пыли и называемыйегипетским ветром. На Аравийском берегу, у Джедды, случаются штормовыеветры, также с пылью, от N, NE и Е. В тихую погоду появление мглы естьпризнак наступления свежего, берегового ветра. Плавание вдоль берегов К.моря крайне затрудняется рифами, но середина моря вполне удобна дляплавания паровых судов с достаточным запасом угля, парусным же судамприходится всегда бороться с противными ветрами, NNW или SSE,разводящими довольно крупное волнение. Портов мало; кроме Суэца, чащевсего посещаются судами Жамбо, Джедда, Годеида, Логия и Мокка наАравийском берегу и Массова, Суаким и Коссеир на Африканском берегу.Суаким - главный порт Судана, Джедда - место высадки пилигримов,следующих в Мекку. Перед входом в К. море, в Аденском заливе,расположены колонии: французская Обок и английская Аден. Последнийпосещается почти всеми судами, идущими из Европы через Суэцкий канал вИндийский океан; они здесь запасаются углем и провизиею. В древности К.море играло большую роль. Оно служило финикийцам главным путем дляторговли их с Индией. Из зал. Акаба флот Соломона отправился в Офир. ПриПтолемеях все богатства Востока доставлялись в Европу через К. море. Всредние века оно служило торговым путем для Венеции, Пизы, Марселя и др.С открытием мыса Доброй Надежды К. море утратило свое всемирноезначение; через него велись только сношения между Аравиего, с однойстороны, и Абиссинею и Египтом с другой; преимущественно оно посещалосьпилигримами. С 1840 г. установлено было правильное сообщение междуЕгиптом и Джеддой, на пароходах Peninsular et Oriental Steam NavigationCompany. Гений Лессепса возвратил К. морю его мировое значение. Соткрытием в 1869 г. Суэцкого канала К. море стало главным транзитнымпутем из Европы в порта Азии. Благодаря каналу, установилось правильноегрузовое и пассажирское движете между европейскими портами и самымиотдаленными окраинами вост. Азии. И для России, пока еще не сооруженвелики сибирский железный путь, К. море имеет огромное значение,представляя удобный путь для сравнительно скорой перевозки на пароходахдобровольного флота грузов, пассажиров, войска и т. п. в наши вост.окраины и, наконец, для нашей чайной торговли с Китаем. И. Ш.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009