Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:





КРИШНА

КРИШНА
Кришна Кришна, точнее Кршна - божество древней индийской религии, 8-евоплощение бога Вишну. К. неизвестен в ведийском периоде и получаетзначение лишь позже, когда культ Вишну достигает наивысшего развитая.Есть основание думать, что К. был сначала местным народным божеством.Вероятно К. следует видеть в индийском Геракле, о культе которого вдолине Ганга говорит Мегасфен в III в. до Р. Хр. Во II в. история К.составляет уже содержание драматических представлений в Индии. Легенды оК. рассказывают, что, по просьбе всех богов, Вишну, с целью избавить мирот злых духов и особенно от тирана Кансы, царя в области Матуре, на р.Ямуне, решился воплотиться в 8-м ребенке царицы Деваки, жены Васудевы исестры Кансы. Зная из пророчества, что этот ребенок впоследствии лишитего престола и жизни, Канса старается его погубить, но отец его относитего к пастуху Нанде на воспитание и выдает дочь пастуха за дочь Деваки.Когда обман открылся, Канса велит отравить всех новорожденных детей всвоем государстве, чтобы погубить К.; но последний, благодаря своейчудесной силе и хитрости, счастливо избегает всех козней Кансы. Далеелегенды рассказывают о жизни К. среди пастухов, о подвигах, имсовершенных в борьбе с злыми духами, об его плясках с пастушками илюбовных похождениях, особенно об его любви к пастушке Радге (Radha). Вэтом периоде своей жизни К. получил прозвище Говинда или Гопала, т. е.пастух, волопас. Узнав о пребывании К. и его брата Баларамы средипастухов, Канса приглашает обоих братьев в свой город Матуру насостязание с его борцами, Здесь К. убивает всех борцов и самого Кансу.Дальнейшие легенды вводят К. в войну Пандуидов и Куруидов, воспеваемуюМахабхаратой, при чем К. стоит на стороне Пандуидов и своими советамипомогает им истребить врагов. После многих побед над демонами и борьбы сбогом Индрой, К., во исполнение проклятия, произнесенного над ним женоюглавы Куруидов, царя Дртараштры, истребляет племя Ядавы, к которому сампринадлежал, и умирает, сраженный стрелою охотника, принявшего его загазель. Являясь в народном культе преимущественно божеством эротическогохарактера, К. в религиозно-философской поэме Бхагавадгита отожествляетсяс верховным существом, воплощенным в человеческом виде, и излагаетсистему индийской религиозной философии, представляющую соединениеВеданты с некоторыми концепциями учения школы Санкьи. Имя К., котороезначит "черный", легенды объясняют темным цветом его тела. Интерес киндийским легендам о Кришне был возбужден в европейской науке сходствомнекоторых из них со свидетельством Евангелия о детстве Иисуса Христа.Известный санскритолог Вебер старался объяснить это сходство влияниемхристианского учения на учение о К. (см. его исследование "Ueber dieKrishnajanmashtami - Krishna's Geburts-Fest", Берлин 1867), причемзаимствование со стороны индийцев он возводит ко временам древнегохристианства (св. Фомы) в Индии. Другие ученые отрицают такоезаимствование. См. Barth, "The religions of India" (Лондон, 1891, pp.219 - 224). Вc. Миллер.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009