Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:





КОНТРФОРС

КОНТРФОРС
Контрфорс Контрфорс (архит. термин) - массивный, сложенный из камня столб илиустой возле стены здания, служащий для ее поддержания в вертикальномположении и увеличения ее сопротивляемости грузу потолочных сводов икрыши. К. употреблялись еще у древних римлян, но почти исключительно дляподпирания каменной одежды платформ, устроенных на склоневозвышенностей. При возведении собственно зданий, прибегать к нимоказалось необходимым после того, как в церквах и других постройкахстали - во избежание пожаров, а на севере Европы и в защиту от холода -устраивать, вместо деревянных потолочных покрытий, каменные своды.Получив, таким образом, весьма важное значение в зданиях романскойэпохи, особенно в храмах, К. возводились вокруг всего сооружения, в видеустоев, примкнутых к стенам с внешней стороны и расположенных внекотором расстоянии друг от друга, против тех мест, в которых упираютсяв стену подпружные арки сводов. Они представляли, в своем разрезе,квадрат или прямоугольник, иногда суживались кверху и почти всегдаоканчивались там одним или несколькими откосами, облегчавшими сток с нихдождевой воды. Еще более важное значение приобрели К. в готическомзодчестве. Высокие стены готических соборов, прорезанные громаднымиоконными, не могли бы, без помощи К. ни держаться сами, ни выдерживатьтяжести опирающихся на них сводов. Поэтому К. сделались одними из самыхсущественных и видных частей в наружности здания, расставляясь вначалетак же, как и в романских постройках, и так же прилегая одной своейстороной непосредственно к стене. Впоследствии, с развитием готики, ихстали возводить несколько отступя от стен, но соединять их с ними такназыв. подпорными арками (аркбутанами). Разрез К. получил многоугольнуюформу, поверхность - архитектурное украшение, согласное с общейорнаментацией здания, а вершина - остроконечное увенчание в видеусеянных кроссами пинаклей и (в XIV ст.) балдахинчиков и сквозныхбашенок. С возвращением искусства, в эпоху Возрождения, к античнымформам, К. почти совсем вышли из употребления в архитектуре: их сменили,в значении стенных подпор, группы колонн или же декорированныеполуколоннами выступы стен. Употребление К. в первоначальном, немаскированном виде удержалось почти исключительно в инженерномискусстве. А. С - в.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009