Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:





КОЛОКОЛЬНЯ

КОЛОКОЛЬНЯ
Колокольня Колокольня - пристроенное к церкви, или стоящее отдельно от нее, нопо близости с ней, сооружение, в котором повешены колокол или колокола,служащие для призыва к богослужению. В первые времена христианства,когда оно еще подвергалось гонениям, при местах молитвенных собраний небыло ни колоколов, ни колоколен, и верующие приглашались в эти собраниянегласным оповещением через посредство особых вестников; но после того,как религия Христова сделалась господствующей, стало возможным и, приувеличении христианских общин, более удобным, созывать их членов в храмыявным образом. Для этой цели употреблялись сперва так наз. била -деревянные или металлические доски, из которых извлекался звук ударамимолота или колотушки. Исторические указания на существование таких билвстречаются уже в V и VI ст. Колокола при церквах завелись позже, непрежде VIII ст., и хотя вначале они были малы и неценны, однако для нихстали вскоре устраиваться особые помещения. Первые колокольни,упоминаемые в истории, находились в Риме, при базиликах св. ИоаннаЛатеранского и св. Петра; самые древние из сохранившихся до наших днейнаходятся в Вероне и Равенне. Это - круглые башни, стоящие отдельно отцерквей. В Зап. Европе, начиная с XI в., число К. быстро возрастает - непотому, чтобы их требовала величина колоколов, все еще незначительная, апотому, что в наступившие смутные времена, когда церквам и монастырямежеминутно грозила опасность нападения со стороны баронских дружин ихищников; эти сооружения, кроме религиозной цели, удовлетворяли имирской, а именно играли роль подзорных башен, с которых можно былонаблюдать приближение неприятеля и предупреждать о нем окрестных жителейпосредством набата. То, что сперва обуславливалось пользой инеобходимостью, вскоре превратилось в предмет соперничества и кичения:каждая церковь хотела иметь свою К., каждый епископ или аббат считалважным делом воздвигать в своей резиденции высокую башню - видимый знаксвоей силы, не уступающей в горделивости донжонам в соседних замкахсветских властителей. Место, отводившееся К. романским зодчеством вобщем плане церкви, было различно. В начале она ставилась, по прежнему,отдельно - обычай, удержавшийся надолго в Италии и, отчасти, в южнойФранции. Потом ее стали воздвигать в связи с храмом, в средине егозападн. фасада, над главным входом. Далее, появились две башни на краяхэтого фасада, с обеих сторон притвора, пара башен над концами боковыхнефов, примыкающими к трансепту, башня над пересечением продольногокорпуса с трансептом, а иногда во всех этих пунктах одновременно. Такимобразом произошли храмы о нескольких колокольнях, их особенно много вНормандии, где второстепенные церкви имеют по три, большие соборы пять,а некоторые даже и большее число башен (в реймском соборе - их семь, влионском - девять). Форма башен изменялась, смотря по произволу зодчих ипо стране, в которой они строились. Вначале цилиндрическая, она перешлапотом в четырехгранную и в восьмигранную, суживающуюся кверху.Обыкновенно башня разделялась на несколько этажей, снабженных окнами иотверстиями для пропускания звука (SchalIоffnungen). Этим пролетомпридавался вид двулопастных и трехлопастных арок, а также трифория,столь обычный в романской архитектуре. Крыши башен были по большей частисвинцовые, хотя иногда делались также из каменных плит и черепицы. Имсообщалась форма остроконечного конуса, но чаще форма четырехгранной иливосьмигранной более или менее высокой пирамиды, у основания которой, поуглам башни, иногда ставились четыре такие же небольшие главки илибалдахинчика. Стены башни, вверху, при переходе к подобной крыше,оканчивались горизонтальным карнизом, или же образовывали фронтончики. Вподобном случае, иногда (напр., в прирейнских церквах) крыша, сохраняяобщий вид пирамиды, представляла попеременно выступающие вперед ивдающиеся вовнутрь ребра, так что в горизонтальном ее разрезе получаласьзвезда. Наконец, нагота склонов крыши маскировалась небольшими слуховымиоконцами, размещенными по ней в один или несколько ярусов. Сприближением к готической эпохе, крыша становится все выше и выше, всеболее и более остроконечной. В упомянутую эпоху число К. при церквисокращается: их бывает или одна, в средине главного, западного фасада,или - что встречается чаще - две, по краям этого фасада. Готические К.имеют в плане вообще форму квадрата и образуют несколько этажей;постепенно суживающихся кверху и почти незаметно переходящих востроконечную крышу .Каждая сторона К., в каждом этаже, почти вся занятаодиночным или двучастным и вообще сложным стрельчатым окном. При этом,чем выше этаж от земли, тем все его вертикальные линии длиннее; крышанад последним из них имеет форму весьма высокой восьмигранной пирамиды,которая, к концу развития готики, становится совершенно сквозной,состоящей из орнаментированных каменных, плотных ребер и изузорчаторезных промежутков между ними. При ее основании, с верхнегоэтажа, поднимаются небольшие башенки, которые, вместе с подобнымибашенками, высящимися с устоев нижних этажей, с остроконечнымифронтончиками над окнами и с балдахинчиками в других частях К., придаютей вид как-бы стройного кипариса или другого хвойного дерева,вытянувшегося на громадную высоту. Самая вершина К. увенчиваласькрестом, фигурой петуха (эмблемой христианского бодрствования), но,всего чаще, так наз. флероном, или крестоцветом. Многие готические К.,проектированные чересчур сложно и грандиозно, остались недостроенными,по недостатку времени и денег для их окончания. В эпоху Возрождения, К.,как сооружения, которых не знало искусство древнего мира, доставлявшееобразцы художникам этой эпохи, утратили первенствующее значение, какоеони приобрели пред тем в церковной архитектуре. Относительно места,отводимого для них в плане храма, их формы, их размеров, водворилисьпроизвол и крайнее разнообразие; но вообще они стали строиться вполнейшем слиянии с храмом, в общем его характере и гармонии с прочимиего частями, постоянно уступая господство над собой куполу. Самыевысокие К. на Западе и, вместе с тем, во всем мире - кельнского собора(512 фт.), страсбургского соб. (466 фт.), соб. св. Стефана, в Вене (453фт.), св. Михаила, в Гамбурге (426 фт.). Обращаясь от зап. Европы кРоссии, следует заметить, что хотя колокола и появились в нашемотечестве чуть ли не тотчас по его обращении в христианство, однако,составляли вначале редкость, были немногочисленны и невелики. Прирусских церквах домонгольского и монгольского периодов нашей истории,К., повидимому, не строились. По крайней мере, об особых помещениях дляколоколов впервые говорится в летописях только с XIV ст. Каковы были види устройство этих помещений, называвшихся "персями", или "першами", - отом трудно сказать что-либо положительное. По всей вероятности, первыеК. на Руси были временные, деревянные, устроенные в виде козел. Потомдеревянные столбы козел заменились каменными, самое их числоувеличилось, их прикрытию дана большая прочность, и, таким образом,образовался тип так наз. "звониц", которые мы находим еще доныне примногих древних церквах, особенно в бывших областях Новгорода и Пскова(напр., при Софийском соборе, в Новгороде, при црк. Николы Явленного, воПскове, в Мирожском м-ре и др.). Звоница представляла собою каменную стену умеренной длины и вышины,прорезанную двумя, тремя или несколькими свозными арками, расположеннымив один, а иногда и в два яруса, и крытую по фронтончикам над арками.Такие первоначальные покрытия почти у всех сохранившихся звониц теперьисчезли и заменились прямой односкатной или двускатной кровлей, изсередины которой выступает небольшая главка. В пролетах арок вешалиськолокола, на балках. Обыкновенно звоница помещалась на стене самогохрама, но также строилась иногда и отдельно от него, получая, в этомслучае, нижний этаж, заключавший в себе лестницу, ведущую на платформу,с которой производился звон. На иконах XVI ст. встречаются изображенияне только подобных звониц, но и деревянных К., имеющих вид восьмигранныхбашен, которые впоследствии уступили свое место каменным. Этот тип К.водворился у нас, как можно предполагать, не без влияния западногозодчества и получил развитиe в московский период нашего искусства,когда, кроме восьмиугольной формы, К. стали давать круглую ичетырехугольную, с шатровым или пирамидальным верхом о шести и восьмигранях, или же с главой в виде луковицы. Нигде, однако, в допетровскойРуси, К. не строились в связи с церквами, как это было на Западе, апостоянно воздвигались как отдельные здания, лишь иногда примкнутые ктой или другой стороне храма. Высота их, в сравнении с западными, быланезначительна. Единственное исключение, в этом отношении, составляетбашня Ивана Великого, в Москве. Высокие К., а равно и такие, которыенаходятся в тесной связи с церковью и входят в общий ее план, завелись вРоссии только в XVIII ст. Способ подвески колоколов в православныхстранах существенно разнится от того, какой принят в Зап. Европе. Нанаших К. они укрепляются неподвижно, на солидных балках, и звукизвлекается из них посредством качания языка и его ударов о стенкуколокола, тогда как в католических и протестантских странах колоколприкрепляется к подвижному рычагу и издает звон, когда этот рычагприведен в движение. Вследствиe этого, на Западе, колокола не могут бытьтак велики и тяжеловесны, как наши. А. С - в.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009