Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:





КЛЕРИКАЛЬНАЯ

КЛЕРИКАЛЬНАЯ
Клерикальная Клерикальная партия - как указывает самое слово (от clerus - клир),ставит себе задачей усиление власти и значения церкви, именнокатолической. Партия эта, естественно, может существовать только вгосударствах либо католических (как Бельгия), либо таких, где католицизмсильно распространен и играет заметную роль (Германия). Как и всеполитические партии в новейшем смысле этого слова, К. партия возникаетвместе с парламентаризмом, хотя клерикализм, как мировоззрение иполитический идеал, тесно связанный с католицизмом, несравненно древнее.В стране, где - как, напр., во Франции при Наполеоне III - государ.власть находится в более или менее тесном союзе с католической церковью,нет места для К. партии, как партии самостоятельной: она сливается спартией правительственной. Наиболее заметную роль К. партия в настоящеевремя играет в Австрии, Бельгии и Германии. В Австрии К.. партия, подобно другим, не составляет одногокомпактного целого, а делится по национальным группам. Так, итальянцы врейхсрате делятся на "итальянский либеральный клуб" и "Frentino club" (врейхсрате 1891 г. - 4 члена); последний защищает К. идеи. Но так какглавная задача итальянцев-членов австр. рейхстага - не отторжение отАвстрии и присоединение к Италии, а только господство в местныхландтагах и подавление славянских элементов, то итальянские либералы иклерикалы большей частью сходятся между собой, расходясь лишь пошкольному и немногим другим вопросам. Немецкие клерикалы группировалисьв 1880-х гг. в "клуб Лихтенштейна" (около 80 членов) или "правый центр",поддерживавший министерство Таафе. В 1883 г., вследствие настояний этогоклуба, Правительство провело новеллу к школьному закону 1868 г., покоторой: 1) руководители школ должны быть того вероисповедания, ккоторому принадлежит большинство учеников, 2) в определенных случаяхпродолжительность обязательного обучения понижается с 8 до 6 лет. В 1889г. в Вене был многолюдный (до 2000 чел.) съезд католиков, выразившийосновные стремления австрийской К. партии: конфессиональная школа,восстановление светского владычества папы. Последнему Правительство,крепко держащееся союза с Италией не могло ни сочувствовать, нисодействовать; на почве первого требования могло быть достигнутосоглашение. Однако предложение, внесенное в этом смысле АлоизиемЛихтенштейном в рейхсрат, не встретило достаточной поддержки и непрошло, после чего Лихтенштейн вышел из клуба, и он распался. На выборах1891 г. местные "К. избирательные комитеты" вели борьбу довольноэнергично и провели не менее 20 сторонников, которые группируются вклубах Гогенварта, антисемитическом и др. В состав министерства Таафевходили по временам клерикалы (Фалькенштейн и др.); в министерствеВиндишгреца настоящих клерикалов нет, но поддерживающий его клубГогенварта имеет их в своей среде. Поляки, тоже одна изправительственных партий, в своей среде насчитывают немало клерикалов. В Bенгрии в нижней палате нет группы, которая называлась бы К.партией, но в верхней палате заседают духовные лица, пропитанные К.тенденциями, и они находят поддержку как в консервативном большинствеверхней палаты, так и в консервативном меньшинстве нижней, а также ещеболее сильную поддержку короля. Несмотря на то, либеральномуминистерству Векерле удалось, хотя и с большим трудом, провести вдекабре 1894 г. либеральные церковные законы (гражданский брак, передачаведения метрических книг в руки гражданских властей, безусловная свободасовести и равноправность религий, в том числе и иудейской) через обепалаты и добиться для них санкции короны; но зато К. партия, опираясь накороля, принудила Векерле подать в отставку. В связи с этим событиемпроизошло в Венгрии образование новой партии, явно К. по своему составу(большое число духовных лиц) и по своим тенденциям; партия эта,выработавшая в конце января 1895 г., на частном собрании у гр. Эстергазив Пеште, свою программу, приняла название "народной". Главные пункты еепрограммы: 1) пересмотр закона о гражд. браке, 2) охрана прав иавтономии католической церкви, 3) свобода школьного обучения (т. е.преимущественно независимость церковных школ от правительственногоконтроля), 4) охрана интересов земледелия, кредиты для мелких хозяев, 5)биржевой налог, 6) охрана семейных и нравственных интересов рабочих,расширение страхования рабочих, узаконение отдыха для рабочего, 7)реформа избирательного права. Программа, до некоторой степени сходная спрограммой германских антисемитов, обнаруживает стремление вербоватьсторонников в среде рабочих и крестьян, враждебных либеральнойбуржуазии. На дополнительных выборах в конце 1894 и начале 1895 г.партия отвоевала от либералов несколько полномочий, чем успела вызватьсильную тревогу в лагере последних; устами Банфи (министра-президента)они в палате депутатов объявили ей непримиримую войну. К. пapтия в Бельгии была организована уже в конгрессе 1790 г., вовремя эфемерного существования соединенных бельгйских штатов; ее раздорыс либеральной партией, парализовавшие энергию действий, были одной изпричин торжества австрийского оружия. Она же составляла оппозицию вовремя французского и голландского владычества, когда в стране былапризнана свобода совести. Но либералы также были недовольны голландскимвладычеством, и потому во время революции 1830 г обе партии действовалисообща. Немедленно после освобождения Бельгии союз распался: началасьупорная парламентская и внепарламентская Борьба, продолжающаяся ипоныне. К. партия распалась на две фракции: крайних (ультрамонтанов) иумеренных клерикалов. В парламенте большинство клерикальное постояннозаменялось большинством либеральным, и наоборот; соответственно этомуизменялись и министерства. Борьба велась преимущественно на почвевопросов народного образования, расширения политических прав народа исвободы торговли (К. пария - сторонница протекционизма). В областинародного образования торжество почти все время было на стороне К.партии. Иезуиты имели и имеют до ныне свои школы, свои гимназии, дажесвой университет (в Лувене), с большим числом учащихся, чем вгосударств. учебных заведениях; в их школьное дело государство невмешивается. почти вся женская молодежь получала и получает образованиев католических м-рях. В 1847 г. либер. м-ство Рожье значительнорасширило самоуправление общин, несмотря на противодействие К. партии. В1856 г. К. министерство Брукера отменило в пользу духовных училищтребование аттестата зрелости от поступающих в университет и освободилонаходящиеся в заведывании церквей и монастырей благотворительныеучреждения от государственного контроля. Либеральное министерствоФрер-Орбана провело школьный закон (1879), вводящий контроль государстванад учебными заведениями, ослабляющий роль в них духовенства и ставящийпреподавание Закона Божия в зависимость от желания родителей; оно жеобязало (1883) семинаристов военной службой, но только в военное время.Обе меры - особенно "школа без Бога", как ее тенденциозно обозваликлерикалы - вызвали ожесточенные протесты со стороны духовенства иусиленную агитацию. В 1884 г. Фрер-Орбан должен был уступить местоультрамонтану Малу, которого вскоре сменил "умеренный" клерикалБернаерт; место последнего в 1894 г. занял другой клерикал, Бюрле.Школьный закон Фрера-Орбана заменен другим, противоположным потенденции. В это время выступает на очередь вопрос о введении всеобщейподачи голосов. Его выдвигает социал-демократия, поддерживаемая левымкрылом либеральной партии. Умеренные либералы (доктринеры), руководимыеФрер-Орбаном, отказываются от прежних демократических стремлений и,вступив de facto, в союз с К. партией, начинают ожесточенную борьбупротив требований рабочих. Это дает социалистам право говорить, что и К.партия, и либеральная в действительности одинаковые представительницыодного и того же общественного класса - буржуазии. Министерству, однако,приходится уступить (1893), в виду народного возбуждения. Выборы 14октября 1894 г., первые на основании нового избирательного закона,сохранили власть за К. партией, оказавшейся весьма единодушной; онасоставила один общий список кандидатов (на 152 места - 156 кандидатов) иэнергично действовала против разъединенных либералов, радикалов исоциалистов. В результате она завоевала (по прежнему - преимущественно вфламандских провинциях) 916000 голосов (из1797000) и 104 (из 152) местав палате депутатов. К. м-ство Бюрле пошло, однако, на уступки рабочим;оно основало office detravail и в своей программе обещало некоторыесоциальные реформы. Это повело к брожению в К. партии, доходящему чутьне до разложения. С одной стороны, некоторые К. депутаты обещают рабочим8 часовой рабочий день и образуют "клуб социальной реформы"; с другойстороны, непримиримые элементы, недовольные уступчивостью министерства,основывают "клуб протекционистов", самым названием указывающий на то,что в основе идеалов партии лежат интересы буржуазии, а не религиозныеубеждения. К. партия в Италии первое время после объединения Италии не былапартией парламентской, так как папа Пий IX запретил верным католикампринимать какое бы то ни было участие в государственной жизни. Новоинствующее положение папы вызвало и Правительство на борьбу с ним; вней принимали участие даже консервативные правительства. Так, в 1873 г.м-ство Ланцы закрыло почти все монастыри в Италии; в 1877 г.умеренно-либеральное м-ство Депретиса сделало уроки Закона Божиянеобязательными в школах. В подобных случаях К. партия ограничиваласьусиленной агитацией в народе, сильно затруднявшей деятельностьминистерства. Папа Лев XIII разрешил католикам принимать участие ввыборах. Это, вместе с торжеством либеральной партии (1876), привелоконсерваторов к сближению с клерикалами; они противятсяправительственным мероприятиям, враждебным церкви, каких особенно вм-ство Криспи (1887 - 1891) было немало . Сильное правительственноедавление на выборах помешало образоваться в парламенте сильной,сплоченной К. партии; но ее влияние на страну чувствуется в самойстрастности, с какой Правительство борется с ней. Уголовный кодекс 1889г. налагает особенно суровые наказания за преступления, совершенные ввидах торжества клерикализма. В 1890 г. папа вновь решительно запретилкатоликам участие в парламентских выборах; но в местных выборах онипродолжают участвовать. К. партии во Франции, как особо организованной парламентской партии,нет. При Наполеоне III Правительство шло на всевозможные уступки церквии поддерживало папу в его борьбе против революции и Итал. королевства.После падения империи клерикальные элементы сплотились отчасти подзнаменем бонапартизма, отчасти - легитимизма. При Мак-Магоне направлениеполитики правительства было вполне клерикальное; после его падения(1879) восторжествовали противоположные стремления. Изгнание иезуитов изФранции и "Бога из школы" были наиболее враждебными церкви актамиправительства. Оппозиция К. партии долго была непримиримой, направляясьпротив самых основ государственного строя Франции. Но безнадежность этойборьбы, вместе с торжеством умеренных партий на парламентских выборах,заставила, наконец, К. партию изменить свою политику. В 1890 г. кардиналЛавижери заявил о своем присоединении к республике; папа, через своегостатс-секретаря Рамполлу, выразил одобрение его поступку. Тогдабольшинство духовенства последовало его примеру. Это передвинуло центртяжести в республиканской партии направо (одновременно, отчасти подвлиянием К. партии, совершилось присоединение к республике многихмонархистов). Умеренные элементы в среде республиканцев встретилиприсоединившихся с распростертыми объятьями. Правительство отказалось отборьбы с церковью, и К. партия, союзниками которой являются теперь почтивсе оппортунисты и консервативные республиканцы, одержала, такимобразом, довольно значительную победу. В. Водовозов.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009