Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:





КАЗНА

КАЗНА
Казна Казна - в древности так назыв. у нас запасы всякой домашней рухляди,драгоценных камней, денег и проч. Отсюда выражения: К. домовая, К.постельная, К. золотая, серебряная и проч. Преимущественно, однако,название К. давалось имуществу нечастному: К. государева, владычня,монастырская, церковная. Ныне под К. разумеют исключительно совокупностьимущественных средств государства. В Римской империи, пока в управлениисохранялись внешние формы республиканских учреждений, государств. К. -aerarium populi - противопоставлялся фиск, fiscus Caesaris, частная К.императора, подлежавшая действию начал гражданского права. С течениемвремени фиск стал все более и более присваивать себе источникигосударственных доходов и сначала фактически, а затем и юридическипоглотил государственную К. - aerarium и получил значениегосударственного казначейства, из которого уже затем, в свою очередь,была выделена личная собственность государя (patrimonium principis).Теоретически эта новая государственная К., поскольку она вступала вимущественные сделки с частными лицами, подлежала нормам гражданскогоправа, но фактически она была облечена такой массой привилегий какматериального, так и процессуального права, что юридическое положение ееопределялось совершенно особыми началами (jura fisci, фискальное право).Тот же характер сохранило юридическое положение К. и взападноевропейских государствах, усвоивших римское право, но там в виде,корректива к подавляющей массе привилегий К., выработалось правило, покоторому всякое сомнение толковалось на суде против казны (in dubiocontra fiscum) - правило, основанное на неверном изложении одного местадигест (fr. 10 de jure fisci, 49, 11). В новейшее время замечаетсястремление к сужению привилегий К., особенно материальных, как идущихвразрез с современным правосознанием. Так, проект германского гражд.уложения ограничивает материальные привилегии К. правом наследованиявыморочных имуществ и установлением легальной в пользу К. ипотеки нанедвижимых имениях ее должников. В России К. также имеет право навыморочные имущества. Проценты по долгам, причитающимся К., с частныхлиц исчисляются на общем основании, т.е. со дня просрочки обязательства,но по долгам, причитающимся частным лицам с К., проценты, в силуВысочайше утвержденного 4 апреля 1863 г. мнения госуд. совета,исчисляются лишь со дня присуждения долга. Особые правила установленыдля заключения и обеспечения договоров между К. и частными лицами.Наибольшее значение имеют процессуальные привилегии К. На практикетрудно провести границу между К., как лицом политическим, по отношению ккоторому судебная власть вообще признается некомпетентной, и К., каклицом частным (юридическим). По мнению Л.Штейна, всего правильнее былобы, в интересах государства, общества и частных лиц, предоставить лицу,возбуждающему дело, свободу выбора между предъявлением иска ипринесением жалобы по начальству, равно как право свободно переходить отодной системы к другой, при всяком положении дела. В Англии, где суду,вообще, предоставлены широкие полномочия по контролированию мероприятийадминистрации, юриспруденция тем не менее долгое время держаласьправила, что нет иска против К. (non est actio соntra fiscum). Искипротив К. допускались лишь в виде милости, с особого разрешениялорда-канцлера. Такое предварительное разрешение требуется и поныне;дается оно королев. властью на основании мнения генералатторнея, которыйза мнения, даваемые им по делам этого рода, ответствен пред парламентоми, вообще, может высказаться против допущения иска лишь в том случае,когда признает его лишенным всякого основания. Судопроизводство по"процессам короны" значительно упрощено законом 1865 г., но все же ономедлительно и дорого. В Германии иски против К., как лица частногоправа, подчинены общим судам, на общем основании, а для рассмотренияжалоб на финансовые мероприятия К. в Пруссии и некоторых другихгосударствах Германии учреждены особые административные суды. В Бельгии,система которой усвоена Италией (не вполне), Швецией, Норвегией, Данией,Грецией, многими кантонами Швейцарии и некоторыми мелкими государствамиГермании, общая судебная власть признается компетентной во всякого родаспорных делах с К.; она только лишена права постановлять решения, прямонарушающие права исполнительной власти, вследствие чего и допускаютсяпререкания между последней и судом. Наоборот, во Франции все споры с К.,даже проистекающие из договоров, разбираются в порядке административнойюстиции. В России до судебной реформы 1864 г. (а в местностях, где невведены судебные уставы - и поныне) судебному разбирательству подлежалилишь тяжбы с К. о недвижимых имуществах, о лесных угодьях и о правесобственности на казенные оброчные статьи, причем тяжбы этипроизводились в порядке ревизионном; что же касается споров по договорами обязательствам, с К. заключенным, то К. свои взыскания производила впорядке административном, частные же лица, для удовлетворения своихпритязаний к К., могли обращаться лишь с жалобами по начальству. Дляпредставительства К. на суде раньше существовали особые казенных делстряпчие, ныне же обязанности их перешли - в местностях, где не введенысуд. уставы - к губернским прокурорам и их товарищам (Св. Зак. т.XVl, ч.II: Законы о судопр. гражд., ст.51 - 53 и 408 - 423; Положение овзысканиях гражданских, ст.423 - 463). Судебные уставы 1864 г.допустили, на известных условиях, и судебное разбирательство дел с К.,возникающих из договоров подряда, поставки и отдачи в арендноесодержание оброчных статей, подчинив все "дела казенного управления"особому порядку судопроизводства. В губерниях Царства Польскогопредставительство К. на суде, по примеру некоторых зап.-европ.государств, возложено на особое учреждение - прокуратоpию. Во всяком государстве может быть только одна К. В видах удобства,заведование делами К. может быть распределено между разными ведомствами,но ни одно из них не является в сфере имущественных отношенийюридическим лицом, а лишь представителем единой К. Поэтому отдельныеведомства не могут заключать между собою юридических сделок (хотя имогут входить в соглашения по поводу заведуемых ими казенных имуществ),ни предъявлять друг к другу исков. Споры о казенном имуществе,возникающие между министерствами или главными управлениями, разрешаютсяпо взаимному соглашению начальников, а если последнее не состоится, топредставляются на разрешение первого департамента сената. Отчуждениеказенных имуществ в частное владение есть акт государственной власти исовершается в виде пожалования, отвода, уступки или назначения, наусловиях продажи вольной или продажи льготной. Некоторые казенныеимущества, как, напр., принадлежащие К. соляные источники и заводы, позакону не могут быть отчуждаемы в частную собственность (Устав о соли,изд. 1887, стр. 34). Ответственность К. за действия ее представителей определяется на техже основаниях. как и Ответственность всякого др. юридического лица. Пост.1537 т.Х ч.1 "присутственные места и должностные лица, заключившие счастными людьми договоры, должны содержать их в такой силе и твердости,как бы сии контракты были за собственноручным подписанием ИмператорскогоВеличества", хоти бы договор был заключен с ущербом для К. А.Я.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009