Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:





ЙОГА

ЙОГА
Йога Йога или iога (санскр. yoga): 1) у индусов напряженное сосредоточениедуха, созерцание Божества, в результате которого получается мистическоесоединение души с Богом, когда душа "чувствует себя в Боге и Бога всебе". 2) Так же называется одна из шести индийских философских школ, попреданию, основанная во II в. до Р. Хр. Патанджали; по его имени онаназыв. также Patanjala. Понят Й., как отвлечения мысли от внешних вещейи сосредоточение их на высшем духе, существовало, однако, еще раньшеПатанджали. Древнейшим учителем школы считается в предании мудрецЯджнявалкья, ок. 360 г. до Р. Хр.; в его Законнике уже излагается учениеЙ. Патанджали, по-видимому, только привел это философское учение всистему и изложил его в так. назыв. Йогасутра (учебник Й.). Оно имеетмного общего со школой Санкхья, вместе с которой часто упоминается,откуда возникает даже особый термин (в двойственном числе) - Санкхья-Й.В подробностях взаимное отношение этих двух школ еще не вполне выяснено.Общая черта - первичный дуализм духа и материи; методы схожи, но Й.отличается ясно выраженным теистическим направлением (Санкхья -атеистична) и признает существование не только индивидуальной души, нотакже и всепроницающего верховного духа, свободного от всех влияний,имеющих силу над прочими душами. Из этого верховного и начального духаберут начало все отдельные души. Чтобы достигнут соединения души с Богомуказываются определенные благочестивые упражнения и разные видыумерщвления плоти. Эта практическая сторона учения Й. достигла, стечением времени, особого развития. Школа Й. возникла, по-видимому,позднее Санкхья и, быть может, представляет собой теистическоедополнение или дальнейшее развитие этой последней. Последователи учения- йоги или йoгины - для достижения конечной цели должны пройти следующиечетыре ступени: 1) изучение правил Й., 2) приобретение совершенного ихзнания, 3) применение этого знания на практике и победа над материальнымвлиянием первичных стихий, 4) уничтожение всякого сознания своейличности. Таким образом получается тожество живого духа (Jivatman) сверховным (Brahma), созерцающего - с предметом созерцания. Литература: Patanjali, "The Yoga aphorisms" (изд. в Аллахабаде, 1852- 53; в Калькутте, с комментариями и английским переводом, 1881 - 1883);"PatanjalaDarahsna or aphorisms of P. philosophy" (Калькутта, 1880);"The Yoga Sutra" (перев. с предислов. и примеч. Бомбей, 1890);английский перевод под заглавием: "Aphorisms of the Yoga etc.".Монографии: Paul, "On the Yoga philosophy" (3 изд., Бомбей, 1888);Markus, "Die Yoga Philosophie nach dem Rajamartanda" (Галле, 1886). С.Булич.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009