Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:





ИНДУЛЬГЕНЦИЯ

ИНДУЛЬГЕНЦИЯ
Индульгенция Индульгенция ближайшим образом означает разрешение от наложеннойцерковью эпитимии. Первоначально церковные наказания состояли впубличном, по большей части годичном покаянии, посредством которогосогрешивший и исключенный из общины должен был доказать искренность итвердость раскаяния. Уже на Никейском соборе (325) епископы получилиправо сокращать время, назначенное для покаяния, тем отлученным, которыхчистосердечное раскаяние было доказано. Доказательством раскаяния моглислужить добрые дела, пост, молитва, милостыня, путешествия к св. местами т. д., совершенные добровольно или возложенные раньше за маловажныепроступки, открытые в тайной исповеди священнику. Этим "добрым делам"приписывалось очень большое значение, в ущерб учению о божией благодати.Оставалось сделать один шаг, чтобы признать "добрые деда"удовлетворением за совершенный грех; это и случилось в западной церкви,под влиянием германских правовых понятий. По языческо-германскимпонятиям можно было причиненное комулибо зло, даже убийство, искупитьвозмездием (Busse), т.е. добровольным деянием, которое было быэквивалентно достоинству потерпевшего или важности преступления.Пострадавшая сторона получала, таким образом, удовлетворение иотказывалась от принадлежащего ей права мести. Этот гражданский правовойобычай, перенесенный на религиозные отношения, вызвал представление обудовлетворении Бога, как пострадавшей стороны. Древнегерманскиезаконодательства, оставаясь верными своему гражданско-правовомухарактеру, дозволяли не только перенесение наказания на другое лицо, нодаже замену его денежною вирою (Wergeld), по определенному тарифу.Церковь, сама страдавшая внешним формализмом и неспособная изменятьгрубое народное воззрение, нашла в нем опору для того, чтобы добиться покрайней мере внешнего признания своей дисциплинарной власти. Варварскаяжестокость обычных в Англии и других странах церковных наказанийнаглядно показывали необходимость их смягчения посредством какой-нибудьзамены. В конце VII в. из Англии пошли в обращение так называемыеисповедные книги, которые рекомендовались священникам, как руководствопри исповеди. Они заключали в себе таблицу облегчений или заменцерковных наказаний; напр., поста - пением псалмов или милостынею, атакже денежным пожертвованием в пользу церкви и клириков. Появилась изамена лиц при покаянии; богатый мог семилетний срок покаяния окончить втри дня, наняв соответствующее число людей, которые бы за негопостились. Против такого нововведения поднялся крик негодования во всейзападной церкви: взгляд, что прощение грехов можно купить за деньги,казался еще в IX в. настолько богохульным, что многие провинциальныесоборы предписывали сжечь исповедные книги. Но усиливающийся церковныйформализм и позже все возраставшее корыстолюбие духовенства обратилизлоупотребление в господствующий обычай. Пожертвования церквам имонастырям, ради искупления грехов, стали обычным явлением. Епископскиеи папские грамоты щедро наделяли привилегиями церкви, который всякогожертвовавшего на их учреждение или поддержку освобождали от третьей иличетвертой части наказания, иногда даже давали полное очищение от всехгрехов. В XI в., при папе Александре II, впервые появляется названиеindulgentia. Чтобы поощрить участие в крестовых походах, на Клермонскомсоборе (1095 - 1096) было объявлено крестоносцам и лицам, поддерживавшимкрестовый поход денежною помощью, полное или частичное прощениеканонического и даже божьего наказания, как для них лично, так и для ихблизких родственников, живых и умерших. Такой способ поощрения пережилкрестовые походы. Явилась привычка легкого отношения к прощению грехов:его стали давать, напр., за посещение известной церкви в известные дни,за слушание проповеди; дошло даже до того, что за известноеблагочестивое дело можно было получить прощение будущих грехов ипомилование для грешников, страдающих в чистилище. Частью вопиющиезлоупотребления в распоряжении индульгенциями, частью иерархическиеинтересы побудили папу Иннокентия III (1215) ограничить епископов вправе отпущения грехов, и полное прощение (indulgentiae plenariae)перешло, мало по малу, в руки одного папы. Но за то тем беззастенчивеепрактиковал сам Рим такой способ отпущения грехов, так что мало по малуон обратился в налог на христиан; так, напр., на Нюрнбергском сейме(1466) было предложено отпущение грехов, чтобы добыть денег для войны стурками. Схоластическая философия поспешила теоретически обосноватьправо церкви на И. Утверждали, что огромные заслуги Христа, Богородицы исвятых перед Богом образовали неисчерпаемую сокровищницу добрых дел(opera superrogationis), которая предоставлена в распоряжение церкви,для раздачи из ее благодати достойным. Климент VI, в половине XIV стол.,утвердил это учение, причем признал апостола Петра и его наместников,римских епископов, хранителями накопленного сокровища. Таким путемзлоупотребление получило еще более широкое распространение. Бесстыдство,с которым Лев Х в 1514 и 1516 гг., под предлогом ведения войны стурками, на самом же деле для постройки храма св. Петра в Риме в дляпокрытия издержек своего двора, отдал на откуп И. и наложил контрибуциюпочти на всю Европу, было одним из главных поводов к германской ишвейцарской реформации. В споре Лютера против торговли И.,производившейся преимущественно доминиканцами, схоластическая теорияподверглась всестороннему обсуждению. Знаменитые тезисы, прибитыеЛютером 31 октября 1517 г. к дверям дворцовой церкви в Виттенберге, былинаправлены не против И., а против злоупотребления ими, т.е. против того,что Лютер считал тогда только злоупотреблением. Папские И. утверждал он,не могут простить грехи или избавить от божьей кары, но могут толькоосвободить от церковного наказания, наложенного по каноническому праву,и то только относительно живых, так как И. не в состоянии освободить отчистилища. Еще далее пошел Лютер в изданной вскоре "Речи об отпущении иблагодати", где отвергал схоластическое учение о сатисфакции, кактретьей части таинства покаяния, или о необходимости искупления грехов"добрыми делами", чем подыскал теоретическое основание И. ДоминиканцыКонрад Вимпина и Сильвестр Приериас постарались, напротив, датьтеоретическое оправдание практическому пользованию И. По существу, ихучение то же самое, которое было выработано Александром Галесом (+1245)и Фомою Аквинским (+ 1274). Учение это, отвергнутое реформацией, былоутверждено буллою папы Льва Х (9 ноября 1518 г.) и сохранено безизменений Тридентским собором. По его постановлениям, таинство покаяниядолжно состоять из трех частей: раскаяния, исповеди и удовлетворения(contritio cordis, confessio oris, satisfactio operis). Ha исповедиразрешением священника прощается грех и дается избавление от вечных мукада, но для освобождения от временного наказания согрешивший должен датьудовлетворение, которое определяется церковью. Под именем временныхнаказаний разумеется не только церковное покаяние, наложенное поканоническому праву, но также и божья кара, частью на земле, частью вчистилище, для тех душ, которые, будучи спасены от ада, подлежат, послесмерти, очищению. Власть церкви прощать церковные и божьи наказанияоснована на неисчислимых заслугах Христа и святых и собравшейся такимпутем сокровищнице добрых дел, которой располагает церковь. Из этойсокровищницы, через посредство И. церковь может раздавать блага тем, ктов них нуждается. Но прощение простирается каждый раз на столько, насколько его отпускает И.; согрешивший получает его не безвозмездно,потому что это было бы противно божьей справедливости; от него требуетсяили какой-нибудь благочестивый подвиг, который церковь могла бы считатьэквивалентным прощению, хотя бы он сам по себе был очень ничтожен. Таккак характер и размер подвига не принимается в расчет, то на ряду сучастием в братствах, путешествиями к святым местам, посещением церквей,поклонением мощам и т.п. могут стоять денежные пожертвования наблагочестивые дела. Внесение небольшой суммы доказывает, по меньшеймере, что согрешивший с верою идет на встречу благодатному действиюцеркви. Если при этом отпущение дается под условием участия вблагочестивом предприятии, то жертвователь, по размеру своего дара,участвует в заслуге доброго деяния и в награде за него, заслуга же эта,при помощи И., может устранить на земле возложенное наказание. Церковьимеет также власть освобождать от наказания в чистилище, если живущие наземле получают И. для умершего. На том же основании, по которомузаупокойные обедни считаются действительными для уменьшения мученияхристиан в чистилище, должны иметь силу и И.; хотя умерший не может сампростирать "просящую руку", ее заменяют заслуги святых, находящиеся враспоряжении церкви, и добрые дела оставшихся на земле. И., которыецерковь дает живым в силу принадлежащей ей власти (per modumabsolutionis), находящимся в чистилище могут быть даны только какмогучее ходатайство (per modum suffragii), что не составляет разницы врезультате, так как церковь никогда не просит понапрасну. В новейшеевремя возник спор о том, действительны ли папские И. только дляцерковных наказаний или их влияние простирается и на чистилище;последнее воззрение, которое поддерживается традицией и естественновытекает из общего смысла учения об И., одержало верх и былоподтверждено папою Пием VI. Вопрос об И. рассматривается с строгокатолической точки зрения в сочинении Grone: "Der Ablass" (Регенсб.,1863). И. восточных патриархов, известные под именем разрешительных грамот,были распространены в Малороссии и на Руси XVII в. Они продавались заденьги и, по словам Крижанича, "разрешали от всех грехов, не поминая нислова об исповеди или покаянии". Вост. патриархи привозили их с собою, аиногда печатали в Москве. Так, в 1655 г. патриарху Гавриилу отпечатанобыло 1000 грамот, в 1668 г. патриарху Макарию - 2000. Ср. Н.Лихачев, "Оразрешительных грамотах вост. патриархов" (М., 1893).
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009