Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:





ИНДИВИДУАЛИЗМ

ИНДИВИДУАЛИЗМ
Индивидуализм Индивидуализм: 1) теоретический (метафизический) - признаниесамостоятельного и пребывающего существования индивидуальных психическихединиц, не поглощаемых и не упраздняемых общим мировым единством в тойили другой его форме. Типичным представителем такого воззрения вфилософии следует считать Лейбница, с его монадолоrиeй. 2) И.практический - вообще утверждение и отстаивание человеческойиндивидуальности против различных естественных и исторических групп иучреждений, могущих ее подавлять. В более тесном смысле практический И.означает сознательное стремление (возводимое в более или менеепоследовательную доктрину) к тому, чтобы единичные человеческие существастали безусловными господами своей жизни, с освобождением их от всякихпринудительных общественных связей. В этом смысле И. противополагается содной стороны традиционному строю церковному, государств. инациональному, а с другой стороны - тем коммунистическим учениям,которые хотят заменить этот традиционный строй иным, более рациональным,но столь же (а в иных сферах и еще более) принудительным. Относительноже первого И. имеет относительное, историческое оправдание именно в техслучаях, когда данная часть человечества духовно переросла налагаемые нанее извне принудительные связи. Но в принципе отрицательный И. основанна недоразумении. Общественность есть неотъемлемое свойство человека,как такого; люди никогда не существовали и не могут существовать в видеотдельных изолированных единиц, а с другой стороны прогресс человечествасостоит в том, что первоначальные инстинктивные связи (в диком илиестественном состоянии), превратившись сперва в принудительныеучреждения (внешняя цивилизация), затем все более и более приближаются кидеалу внутреннего единства по нормам правды и добра (царствонравственного порядка). Таким образом, нет никакого основанияпротивополагать, в принципе, индивидуальный элемент общественному, какдва враждебные и исключающие друг друга начала. Единичное лицо имеет, вмеру своего собственного внутреннего содержания, высшее право противобщественной неправды, но не против общества как такого, без которогосамо это лицо не могло бы существовать и всякое его право лишено было бысмысла. В нормальном состоянии человечества, к которому идет история,индивидуальный и общественные элементы совмещаются в сознательнойнравственной солидарности, не ограничивая, а восполняя друг друга. Вл.С.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009