Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:





ЖЕРТВЕННИК

ЖЕРТВЕННИК
Жертвенник Жертвенник - возвышение, на котором приносились жертвы. Основной типего - это возвышенность, дающая возможность приносить жертву не на самойземле, а над нею, ближе к небу, как обиталищу божества. Поэтому и самыежертвенники созидались обыкновенно на "высотах", о которых так частоговорится в Библии. В Ветхом Завете Ж. встречаются уже рано (при Ное),хотя и в первобытной форме. Иаков, например, сделал Ж. из простогокамня, который служил для него изголовьем в предшествующую ночь. Сразвитием культа Ж. начал все более принимать искусственные формы. Ужесам Иаков нисколько позже строил Ж. - по всей вероятности, из простыхвытесанных камней, сложенных в виде плоской кучи, на которой можно былоразвести огонь и положить жертву. И. Навин построил Ж. из камней, взятыхсо дна Иордана, после чудесного перехода чрез него израильтян. Ему жеповелено было построить жертвенника из нетесаных камней на горе Гевал(Второз. XXVII, 5). С построением скинии жертвенник сделалсясущественною принадлежностью этого святилища; но так как самая скиниябыла подвижным храмом, то и Ж. сделан был из дерева, как болеепригодного к переноске вещества. При скинии было два жертвенника - одиндля жертв всесожжения, а другой для жертв курения; первый был покрытмедью, второй - золотыми плитами. Ж. всесожжения представлял собою нечтов роде ящика и имел внутри медную решетку для дров, а по бокам - кольца,для несения его на шестах. Выдававшийся по углам возвышения, так назыв."роги", были особенно важными местами: прикосновение к ним служилознаком желания всецело предаться на милосердие Божие, равно какобеспечением неприкосновенности и безопасности от мщения. Ж. кадильныйимел вид стола; на нем утром и вечером совершалось первосвященником, азатем и священниками, курение благовонных трав. От ветхозаветной церквиЖ. перешли и к новозаветной и доныне составляют принадлежность храмов,как православных, так и римско-католических (у протестантов удержаласьтолько идея Ж., вследствие чего у них Ж. называется стол, к которомуподходят верующие для причащения). Ж. в христианских црк. делалисьсначала из дерева, а со времени Константина Великого - и из камня. С VIвека зап. црк. стала исключительно допускать только каменный Ж.; а наВостоке и доныне употребляется деревянный. Ж. не составляетисключительной принадлежности еврейской и христианской религии; онвстречается в различных формах, во всех языческих религиях. От древнихязыческих народов - египтян, ассиро-вавилонян, персов, греков, римлян -сохранились прекрасные образцы Ж. (в виде каменных столов, столбов илиящиков), которые можно видеть в лучших музеях, особенно Британском. -См. Kitto, "The Tabernacle and its furniture" (1849); Ugolini,"Thesauros antiquitatum sacrarum", t. VIII; Bahr, Symbolik d. Mos.Cultas" (т. I). А. Д.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009