Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:


ДЮНАН Анри Жан (1828-1910)

ДЮНАН Анри Жан (1828-1910)
ДЮНАН (Dunant) Анри Жан (1828-1910), швейцарский общественный деятель. Инициатор создания международного общества "Красный Крест" (1863). Нобелевская премия мира (1901 совместно с французским экономистом и общественным деятелем Ф. Пасси). * * * ДЮНАН (Dunant) Анри (8 мая 1828 г. - 30 октября 1910 г.). Нобелевская премия мира, 1901 г. совместно с Фредериком Пасси. Жан Анри Дюнан, швейцарский гуманист и основатель Международного комитета Красного Креста (МККК), родился в благочестивой состоятельной женевской семье. Его отец, Жан Жак Дюнан, заседал в правящем совете Женевы, в круг его обязанностей входил надзор за приютами для сирот. Дед Д. был директором женевской больницы и мэром соседнего города. Мать Д., Анна Антуанетта Колладон, приходилась сестрой известному физику Даниэлю Колладону. В юные годы среди интересов Д. господствовали экономика, религия и общественная деятельность. Изучая экономику в дневное время, он посещал бедняков по вечерам. По воскресным дням, побывав в кальвинистской церкви, Д. отправлялся в местную тюрьму, где произносил узникам слова утешения. В 18 летнем возрасте Д. присоединился к евангелистской организации "Пробуждение", в то время популярной в Женеве. В 1853 г., после знакомства с американской писательницей Гарриет Бичер Стоу, Д. решительно выступил против рабства, борьбу с которым он вел в течение нескольких десятилетий. Д. принял активное участие в работе незадолго до этого созданной Христианской ассоциации молодежи (ИМКА), ее парижское отделение, первое в Европе, открылось в 1855 г. Отдавая себе отчет в том, что не сможет получить средства к существованию одной благотворительностью, Д. в возрасте 26 лет начал работать в представительстве одного из крупнейших женевских банков в Северной Африке и Сицилии. Он продолжал и свою благотворительную деятельность и основал отделение ИМКА в Алжире. Тогда же им были опубликованы путевые заметки об Алжире. Одна из глав этого труда позже вышла отдельной книгой под названием "Рабство у мусульман и в Соединенных Штатах Америки" ("L'Esclavage chez les Musulmans et aux Etats-Unis d'Amerique", 1863). В 1859 г. Д. решил начать собственное дело, присмотрев обширный участок земли в Алжире, где рассчитывал разводить скот и заниматься земледелием. Финансировать предприятие Д. пригласил друзей и родственников, в результате чего набралась сумма в 100 млн. швейцарских франков. Однако для осуществления его планов необходимо было построить водопровод: после бесплодных переговоров с алжирскими чиновниками Д. решил обратиться к императору Наполеону III, который находился в Сольферино (Италия), где французская армия совместно с итальянскими союзниками готовилась отразить вторжение австрийцев. 24 июня 1859 г. Д. прибыл в Кастильоне, где стал свидетелем одного из самых кровопролитных сражений XIX в. - битвы при Сольферино, жертвами которой стали 40 тыс. убитых и раненых. "Это была рукопашная, невыразимо ужасная, - позже вспоминал Д. - Австрийские и союзные войска топтали друг друга, резались на неостывших трупах, противника валили прикладами, разнося ему череп и потроша саблями и штыками. Бой перешел в бойню, схватку диких зверей, обезумевших от ярости и опьяневших от крови". После битвы 6 тыс. человек двинулись в Сольферино, чтобы перенести раненых в Кастильоне. Имея французский пропуск, Д. не остался в стороне. Импровизированные госпитали были развернуты в домах, казармах, церквах и монастыре. Однажды Д. увидел, как итальянские солдаты угрожают сбросить раненых австрийцев со ступеней церкви Кьеза Маджоре в Кастильоне. "Остановитесь, - крикнул он, - не делайте этого! Они ваши братья!" Солдаты послушались его, а слова "Sono fratelli" ("Они - братья") стали девизом системы помощи. Только два врача обслуживали пострадавших. Д. руководил работой в Кьеза Маджоре, собирая пищу и организуя первую помощь силами путешественников, священников и журналистов. Добровольцы оборудовали перевязочную, а среди военнопленных удалось найти еще четырех врачей. Во французском штабе Д. добился освобождения всех австрийцев, прошедших медицинскую подготовку. Он обратился за помощью к благотворительным организациям Женевы. Позже Д. провел такую же работу на полях сражений в Брешии и Милане. Память о Сольферино преследовала Д. всю жизнь. Потоки крови, стоны и крики раненых вновь и вновь заставляли его ощущать свою беспомощность перед лицом страдания. В книге "Воспоминание о Сольферино" ("Un souvenir de Solferino", 1862) Д. описал "хаотический беспорядок, невыразимое отчаяние и всевозможные несчастья", вызванные битвой, рассказал об оказании помощи в Кастильоне и в заключение предложил создать международную организацию помощи жертвам войны. Книга сделала Д. знаменитым. Правящие круги Европы и журналисты проявили к его плану огромный интерес. В феврале следующего года Женевское общество благоденствия - гуманитарная организация, состоящая из наиболее видных граждан, - стало претворять план Д. в жизнь. Общество создало комитет из пяти человек, в него вошел и Д., который призвал начать кампанию поддержки. "Мы должны развернуть агитацию, - заявил он швейцарским коллегам на первом заседании. - Наша позиция должна завоевать признание по всему миру - среди сильных и малых мира сего, среди монархов и народов". Д. обратился с воззванием к правительствам и сотрудничал с такими общественными деятелями, как Виктор Гюго, Чарлз Диккенс и Флоренс Найтингейл, в организации международной конференции, которая объединила бы усилия национальных групп помощи. 26 октября 1863 г. 39 делегатов из 16 стран встретились в Женеве. Они выработали проект договора о гарантиях нейтралитета тех, кто оказывает помощь, и приняли эмблему - красный крест на белом фоне (видоизмененный швейцарский флаг). Комитету пяти предлагалось начать координацию работы национальных организаций, что фактически создало МККК. Договор, широко известный под названием Женевской конвенции, был подписан в Париже представителями 12 стран в следующем году. Поглощенный гуманитарной деятельностью, Д. забросил свой алжирский бизнес и в 1867 г. обанкротился. Не считаясь с обстоятельствами и добрыми намерениями Д., несколько вкладчиков обвинили его в мошенничестве. Отвергнутый женевским обществом, которое чествовало его в свое время, Д. оказался в бедности. Тем не менее он присутствовал на общем собрании Красного Креста, состоявшемся в Париже во время всемирной выставки. Тогда же он выступил с предложением гарантировать военнопленным неприкосновенность как больным и раненым. В 1871 г., во время франко-прусской войны, Д. основал Общество провидения, в задачу которого входила защита военнопленных; его отделения были созданы во Франции, Англии, Бельгии, Баварии, США. В 1872 г. общество получило название Всемирного союза порядка и цивилизации; французское и британское отделения союза присоединились к призыву Д. о распространении нейтралитета на заключенных. Русский царь Александр II способствовал подготовке конференции в Брюсселе, где была разработана конвенция о ведении войны и обращении с пленными. Хотя совещание не принесло немедленных результатов, оно подтолкнуло к заключению соглашений о правах военнопленных. США, строго придерживаясь доктрины Монро, на первых порах не признали Красного Креста. Однако американская медсестра Клара Бартон, работавшая от имени Красного Креста во время франкопрусской войны в 1881 г., основала первое отделение общества в США. В 1882 г. сенат США принял условия Женевской конвенции по обращению с пленными. С 1871 по 1874 г. Д. большую часть времени посвящал Всемирному альянсу. В 1874 г. он стал инициатором кампании против работорговли, которая все еще процветала в отдельных частях Африки, в Египте, Турции, Афганистане. Хотя рабство в Европе запрещалось законом, в 1875 г. британское Адмиралтейство предписало капитанам возвращать беглых рабов их владельцам. Как член антирабовладельческого общества, Д. организовал энергичные акции протеста, и новые инструкции были отменены. Д. выступил в поддержку стремления европейских евреев вернуться на родину предков в Палестину. В 1864 г. он основал Международное общество возрождения Востока, целью которого было создание европейской колонии в Палестине. В поисках средств для этого предприятия Д. учредил в 1876 г. Общество сирийской и палестинской колонизации. Члены общества рассчитывали на выделение земельного участка турецким султаном Абдул-Хамидом, однако русско-турецкая война 1876 г. нарушила эти планы. Впоследствии Д. жил в уединении, появляясь в свете нечасто. Для сбора средств в пользу Всемирного альянса Д. короткое время читал лекции в Англии. Презираемый семьей и забытый друзьями, он поселился в Южной Англии, хотя некоторое время прожил в Париже, где состоял секретарем Французского общества друзей мира Фредерика Пасси. Вскоре Д. вернулся в Швейцарию и начал странствовать от деревни к деревне, часто не имея и куска хлеба. Несмотря на нищету, он тщательно следил за своей внешностью, скрывая ветхость сюртука с помощью чернил и отбеливая рубашки мелом. В 1892 г. он поселился в Хайденском приюте, где и провел остаток жизни. После многих лет безвестности его отыскал журналист Вильгельм Зондреггер, чье интервью с Д. было перепечатано многими европейскими газетами. Узнав о бедственном положении Д., вдовствующая русская императрица назначила ему небольшую пенсию. Берта фон Зутнер посетила Д. и предложила помочь восстановить его репутацию. Зутнер часто писала о нем, и сам Д. стал сотрудничать с пацифистским журналом, который она издавала. В 1901 г. Д. стал первым лауреатом Нобелевской премии мира, которую он разделил с Фредериком Пасси. Болезнь помешала Д. выехать из Хайдена для участия в церемонии награждения. Выбор Нобелевского комитета вызвал противоречивые суждения, некоторые считали, что попытки Д. смягчить последствия войны ведут к ее узаконению. Однако премией отмечался прежде всего вклад Д. в мирное сотрудничество народов. Семьи Д. не создал. Все средства, полученные от Нобелевского комитета, он завещал филантропическим организациям Норвегии и Швеции. Д. учредил также бесплатную койку для бедных в Хайденском приюте, в котором он провел последние 18 лет своей жизни. Камень над его могилой украшен изображением коленопреклоненного человека, который подает воду раненому солдату.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009