Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:


ДЖОНСОН Джеймс Прайс (1891-1955)

ДЖОНСОН Джеймс Прайс (1891-1955)
ДЖОНСОН (Johnson) Джеймс Прайс (1 февраля 1891, Нью-Брунсвик, шт. Нью-Джерси — 17 июня 1955, Нью-Йорк), американский джазовый музыкант (фортепиано), руководитель ансамбля, композитор. Музыкальные способности обнаружил в очень раннем возрасте. С помощью матери (непрофессиональной пианистки) приобрел начальные навыки игры на фортепиано, познакомился с творчеством европейских композиторов и разнообразными жанрами американской танцевальной и салонной музыки (впоследствии охотно стилизовал их в своих фортепианных пьесах). С 9 лет начал регулярно заниматься музыкой после переезда вместе с семьей в Нью-Йорк. Брал частные уроки, в том числе у итальянского учителя фортепиано и вокала, изучал гармонию и контрапункт. Музицировал с друзьями в школе, разыгрывал с ними любительские спектакли. Впервые выступил публично в 1904 в Гарлеме (во время школьных каникул), поразив аудиторию техническим совершенством игры и импровизаторским даром. Принял предложение концертировать до конца летнего сезона (за 9 долларов в неделю). С 15-ти лет регулярно играл в клубах и кабаре Нью-Йорка и Атлантик-Сити, исполнял регтаймы, танцы и попурри на песенные темы, нередко чередуя их с виртуозными концертными произведениями (например, парафразами Листа). В годы Первой мировой войны работал по ангажементам как соло-пианист и с небольшим ансамблем в различных клубах, гастролировал с водевильными труппами. Одним из первых среди негритянских музыкантов записался на ролики для механического фортепиано в 1916. Приобрел авторитет у молодых пианистов, оказывал им поддержку, обучал мастерству (в их числе был "Фэтс" Уоллер — с 1919, а также Хэнк Дункан). В 1920-21 Джонсон участвовал в составе театральных оркестров и как композитор в бродвейских шоу и ревю ("Black Sensations", "Smart Set" и других), получил широкое признание как автор популярных песен и пьес для фортепиано. Этому способствовали записи его композиций на пластинки, начиная с 1921 (Carolina Shout, фортепиано соло). Множество записей сделано им с известными блюзовыми певицами: Бесси Смит, Кларой Смит и "Трикси" Смит, Этель Уотерс и другими. В 1925 прошли успешные гастроли в Европе с варьете-шоу "Plantation Days" (музыку к нему Джонсон написал в 1923 по заказу из Великобритании). В тот же период была создана оркестровая версия одного из ранних его сочинений — песенного мюзикла-ревю "Running Wild", осуществлены новые записи, в том числе с Бесси Смит (1927, 1929), вместе с которой в 1928 Джонсон снялся в короткометражном кинофильме "Yamacraw". Одновременно продолжал концертные выступления, участвовал с другими гарлемскими пианистами (Уилли "Лайоном" Смитом, Лакки Робертсом, "Фэтсом" Уоллером) в "Cutting contests" ("импровизационных соревнованиях"), сотрудничал с различными джазовыми музыкантами ("Кингом" Оливером, Бенни Картером, "Кути" Уильямсом, Джимми Харрисоном и другими). В начале 1930-х годов работал на Ямайке, затем вновь в Нью-Йорке. В связи с модой на свинговые оркестры снизил свою активность как пианист, переключившись в основном на сочинение музыки. Написал симфоническую поэму (1930), четырехчастную симфонию "Harlem" (1932, в 1937 переработана в балет), "Jasmine (Jazz-o-mine) Concerto" для фортепиано с оркестром, переложил для симфонического оркестра "St. Louis Blues" Уильяма Кристофера Хэнди, вместе с негритянским поэтом Лэнгстоном Хьюзом участвовал (как композитор и импровизатор) в одноактной постановке "De Organiezer". В 1938-39 благодаря инициативе Юга Панасье (французского джазового публициста, одного из лидеров ривайвл- движения) возобновил записи и исполнительскую деятельность, что помогло ему вернуть былую славу. Широкий резонанс среди поклонников негритянской музыки имели его выступления в исторической серии концертов "Spirituals То Swing" в Карнеги-холле (с певицей Идой Кокс, трубачом Томми Лэдниером и другими). На пластинках этого времени он представлен с такими музыкантами, как Сидни Беше, Фрэнки Ньютон, Эдмонд Холл, Джек Тигарден и др. В 1940 пережил инсульт и был частично парализован, но вскоре оправился и вернулся на эстраду. Играл как солист с различными ансамблями традиционного джаза и свинговых комбо, руководил собственным оркестром. В 1946 вновь прервал работу из-за ухудшения состояния здоровья. Некоторое время жил в Калифорнии, написал музыку к ряду голливудских постановок. В результате нового инсульта в 1951 (приведшего к утрате речи) вынужден был окончательно отказаться от концертной практики. Джонсон — выдающийся негритянский музыкант регтайма, фортепианного блюза, классического джаза и раннего свинга, внесший исторически значимый вклад в развитие многих других видов и жанров афро-американской музыкальной культуры США на начальной стадии ее развития. Его следует причислить к корифеям джаза (подобно таким личностям, как "Дюк" Эллингтон, Лестер Янг или Орнет Коулмен), хотя Джонсон и не был в строгом смысле слова джазменом (основное его амплуа — эстрадный солист). Более того, он по праву может считаться корифеем (среди негритянских музыкантов) фактически во всех многообразных сферах творческой деятельности, в которых успел проявить себя: эстрадном музыкальном театре (водевиль, варьете, шоу, мюзикл, ревю), популярной песенной и инструментальной музыке, "серьезных" концертно-симфонических жанрах, камерно-салонной фортепианной миниатюре, симфоджазе, киномузыке. Вместе с "Джелли Роллом" Мортоном осуществил ранние опыты "оджазирования классики" (jazzing the classics) — интерпретации, импровизации, разработки, цитирования, стилизации классической музыки (характерный пример — его "Caprice Rag" с реминисценцией из Шопена). Экспериментировал в области симфонизации регтайма. Впервые создал концертную оркестровую версию чарльстона (негритянский народный танец из Южной Каролины), ввел его в мюзикл ("Runnin' Wild", 192З), тем самым способствовал популярности этого танцевального жанра в США (с 1925, благодаря знаменитой негритянской певице и танцовщице Джозефине Бэйкер, чарльстон стал предметом повального увлечения в Европе). Влияние Джонсона испытали на себе многие музыканты — "Дюк" Эллингтон, Флетчер Хендерсон, Джо Тернер, Хэнк Дункан, "Каунт" Бейси, Оскар Питерсон, из неамериканцев — Адам Макович, Александр Цфасман и многие другие. В. Ю. Озеров.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009