Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:


ГЁЛЬДЕРЛИН Фридрих (1770-1843)

ГЁЛЬДЕРЛИН Фридрих (1770-1843)
ГЁЛЬДЕРЛИН (Holderlin) Фридрих (1770-1843), немецкий поэт-романтик. В экспрессивных лирических стихах, одах и гимнах - вера в полноту жизненного самоосуществления, в возможность духовной и социальной гармонии (братства человечества), прообразом которой для Гельдерлина был светлый мир Эллады; воспевание красоты и величия "духа природы" и стремление к слиянию с ней. В романе "Гиперион" (1797-99) - мотивы разочарования, трагизм разлада с идеалом, миром и самим собой. Философская трагедия "Смерть Эмпедокла" (1798-99) о героическом одиночестве философа. С 1804 страдал тяжелым душевным расстройством (в 1806 помещен в психиатрическую лечебницу). * * * Статья А. Кудрявцева "Гельдеpлин" из "Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона" (1890–1907): Гельдеpлин (Иoгaнн-Xpиcтиaн-Фpидрих Holderlin) — выдающийся немецкий поэт (1770—1843). Еще студентом тюбингенского унив. Г. начал писать стихи, в форме и содержании которых заметно подражание Клопштоку. Шиллер принял в нем самое теплое участие. В 1794—95 гг. Г. жил в Иене; здесь, в центре романтического движения, он завязал личные отношения с представителями нового литературного направления; здесь же у Г. обнаружились впервые зачатки ипохондрии. Болезненное настроение усилилось, под влиянием безнадежной и страстной любви к матери одного из его учеников; он видел в ней воплощение фантастического идеала женщины, который уже с самых юных лет был предметом мечтаний, и изобразил ее под именем Диотимы в своем романе "Гиперион". В 1798 г. Г. расстался с своей Диотимой, переезжал с места на место и в 1802 г. возвратился на родину с явными признаками помешательства. Самое крупное из произведений Г. — роман "Гиперион", представляющий как бы исповедь поэта. Характерная черта романа — чисто романтическое стремление связать философию с поэзией так, что границы между ними совершенно сглаживаются: для Г. только та научная система удовлетворительна, которая стоит в связи и гармонирует с идеалом прекрасного. Идеи, имеющие нечто общее с воззрениями Г., позднее получают развитие в филос. системах Шеллинга и Гегеля. В романе любопытна и другая сторона: болезненная мечтательность и чрезвычайно развитое чувство изящного создали в Г. отвращение к современной действительности; он изображает в карикатуре свое время и своих соотечественников, а идеал свой ищет под дорогим ему небом Эллады. Кроме "Гипериона", после Г. остались еще недоконченная трагедия "Смерть Эмпедокла" — лирическое стихотворение в драматической форме, служащее, как и "Гиперион", выражением личного настроение поэта; переводы из Софокла — "Антигона" и " Царь Эдип" — и ряд лирических стихотворений. Лирика Г. проникнута пантеистическим мировоззрением: христианские идеи просачиваются как бы случайно; в общем настроение Г. — настроение язычника эллина, благоговеющего пред величием божественной природы. Стихотворения Г. богаты идеями и чувствами, иногда возвышенными, иногда нежными и меланхолическими; язык чрезвычайно музыкален и блещет яркими образами, особенно в многочисленных описаниях природы. "Sammtliche Werke" Г. изд. в 1846 г.; "Dichlungen" в 1884 г. (Тюбинг), с биогр. очерком Kostlin'a. Ср. Jung, "Holderlin und seine Werke" (1848); Litzmann, "H' s. Leben" (Берл., 1890) и Wilbrandt, в "Fuhrende Getster" (Bd. II, 1890).
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009