Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:


ГЬЕЛЛЕРУП Карл (1857-1919)

ГЬЕЛЛЕРУП Карл (1857-1919)
ГЬЕЛЛЕРУП (Gjellerup) Карл (1857-1919), датский писатель. Социально-психологические романы "Идеалист" (1878), "Ученик германцев" (1882), "Минна" (1889). Некоторые сочинения близки символизму. Нобелевская премия (1917). * * * ГЬЕЛЛЕРУП (Gjellerup) Карл Адольф (2 июня 1857 г. - 13 октября 1919 г.). Нобелевская премия по литературе, 1917 г. совместно с Хенриком Понтоппиданом. Датский романист и драматург Карл Адольф Гьеллеруп родился в Рохольте в семье Анны (Фибигер) Гьеллеруп и Карла Адольфа Гьеллерупа, лютеранского священника, который умер, когда мальчику было 3 года. Карла привез в Копенгаген кузен его матери Юханс Фибигер, священник, теолог и поэт, оказавший значительное влияние на юного Г. Будучи еще школьником, Г. начал писать и вскоре после окончания Хэрслевской школы (1874) сочинил трагедию "Сципион Африканский" ("Scipio Africanus") и драму "Арминий" ("Arminius"); ни та, ни другая пьесы опубликованы не были. В том же году Г. поступает в Копенгагенский университет на богословский факультет. В университете юноша знакомится с книгами Дарвина и увлекается радикальными литературными теориями крупного датского критика и литературоведа Георга Брандеса. Это было время критического осмысления Библии, когда подлинность четвертого Евангелия стала вызывать сомнения. Г. перестал верить в Бога и, несмотря на богословский диплом, вышел из университета (1878) атеистом. В студенческие годы на Г. наибольшее влияние оказали такие гиганты немецкой литературы, как Гете, Кант и особенно Шиллер, чьи стихи служили для Г. образцом. "Идеалист" ("En idealist", 1878), небольшой по объему роман, написанный сразу после окончания университета, был первым опубликованным произведением Г. В этом романе, вышедшем под псевдонимом Эпигон, изображен своевольный молодой интеллектуал, который отвергает богословие и церковь. Во втором романе, "Ученик германцев" ("Germanernes laeriing", 1882), выведен молодой человек, переживающий, как и сам Г., кризис веры. В новеллах, написанных Г. в последующие годы, таких, как "Соль мажор" ("G-Dur", 1883) и "Ромул" ("Romulus", 1883), остро чувствуется влияние Тургенева. В это время писатель путешествует по Италии, Греции, Германии, России, Швейцарии и Швеции, что нашло свое отражение в "Классическом месяце" ("En klassisk maaned", 1884) и в "Годе странствий" ("Vandreaaret", 1885), знаменующем собой разрыв Г. с радикальным движением и с Брандесом, натурализму которого писатель предпочел немецкий классицизм и античную литературу. Наиболее значительным ранним произведением Г. является драма в стихах "Брунхильда" ("Brynhild", 1884), навеянная "Кольцом нибелунгов" Рихарда Вагнера. Сказывается на "Брунхильде" и влияние греческой драмы, шекспировского белого стиха и аллитеративного стиха древнеисландской "Эдды". Между 1885 и 1887 гг. Г. жил в Дрездене, где завершил драматическую поэму "Тамир" ("Thamyris"), а в 1887 г. женился на Анне Каролине Хойзингер, бывшей жене музыканта Феликса Бендикса и кузине Георга Брандеса. За "Брунхильду" и "Тамира" Г. получил пожизненную пенсию. Следующими его произведениями были "Хагбард и Сигне" ("Hagbard og Signe", 1888), трагедия в прозе и стихах, в основу которой легла датская народная легенда, и любовный роман "Минна" ("Minna", 1889), действие которого происходит в Дрездене. В эти же годы писатель выпускает поэтический сборник "Книга моей любви" ("Min kaerligheds bog", 1889). Отойдя от героической трагедии, Г. начинает писать современные драмы в духе Ибсена: "Герман Бандель" ("Herman Vandel", 1891) - о несчастной любви и самоубийстве молодого школьного учителя, "Вуторн" ("Wuthorn", 1893) - о трагедии влюбленных из горной деревни, и "Его превосходительство" ("Hans Excellence", 1895) - о продажном правительственном чиновнике. Драма "Вуторн" более 100 раз игралась в копенгагенском театре Дагмар. В 1892 г. Г. поселяется со своей семьей в Дрездене и начинает писать на немецком языке, который он назвал своим "истинным средством выражения". В эти годы написаны романы "Пастор Морс" ("Pastor Mors", 1894) - пасквиль на протестантского священника, и "Мельница" ("Mollen", 1896), где речь идет о раскаявшемся убийце из датской деревни. Последующие произведения Г., по его же собственным словам, "принадлежат немецкой литературе... и нашли свое истинное понимание главным образом в Германии". В середине 1890-х гг. под влиянием Шопенгауэра и буддийского учения Г. увлекается идеей растворения личностного начала в нирване. Под воздействием буддизма написаны "Жертвенные огни" ("Die Opferfeuer", 1903) - пьеса о религиозном пути ученика Гаутамы Будды, и такие романы, как "Пилигрим Каманита" ("Der Pilger Kamanita", 1906), рассказывающий о молодых людях, живших во времена Будды, и "Вечные странники" ("Die Weltwanderer", 1910) - история двух влюбленных, которые сознают, что это не первая их жизнь. Значительную роль в присуждении Нобелевской премии по литературе 1917 г. сыграли политические соображения. Хотя Швеция во время первой мировой войны оставалась нейтральной, ее близость к Германии воспринималась неоднозначно. Состоявшиеся встречи королей Дании, Норвегии и Швеции были призваны упрочить единство скандинавских народов. Чтобы лишний раз продемонстрировать нейтралитет Швеции и ее дружеские связи с Данией, Шведская академия наградила сразу двух датских писателей - Г. и Хенрика Понтоппидана. Г. был удостоен Нобелевской премии "за многообразное поэтическое творчество и возвышенные идеалы". Из-за войны церемония награждения не проводилась. Известие о награждении Г. было встречено в Дании без энтузиазма - у себя на родине Г. считался по преимуществу немецким писателем. Г. умер в 1919 г. в Клоцше близ Дрездена. При жизни писателя критика хвалила его за использование литературных форм, соответствующих возвышенным философским идеям, однако после смерти Г. его авторский стиль постепенно утратил свою привлекательность, а посмертная репутация не шла ни в какое сравнение с прижизненной.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009