МЕНЮ :
|
|
Дополнительное меню:
|
|
|
ГУРЧЕНКО Людмила Марковна (р. 1935)
ГУРЧЕНКО Людмила Марковна (р. 1935) ГУРЧЕНКО Людмила Марковна (р. 1935), российская киноактриса, народная артистка СССР (1983). Дебютировала в фильме "Дорога правды" (1956). После успеха в музыкальной комедии "Карнавальная ночь" (1956) исполняла комедийные, острохарактерные роли в фильмах "Соломенная шляпка", "Секс-сказка". Драматический талант Гурченко проявился в фильмах: "Старые стены", "Двадцать дней без войны", "Пять вечеров", "Полеты во сне и наяву", "Вокзал для двоих" и др. Выступает как эстрадная певица. Государственная премия Российской Федерации (1994). * * * ГУРЧЕНКО Людмила Марковна (р. 12 ноября 1935, Харьков), российская актриса кино и театра, певица. Народная артистка СССР (1983). Лауреат Государственной премии России (1995). Яркий дебют. "Пять минут" Окончила в 1958 ВГИК (мастерская С. А. Герасимова и Т. Ф. Макаровой). В 1964-66 была актрисой театра "Современник", в 1966-69 — в Госконцерте. Первая же роль Леночки Крыловой в музыкальной комедии "Карнавальная ночь" (1956) принесла Гурченко необыкновенную популярность благодаря непосредственности, естественности и открытости актрисы-дебютантки, а также лирико-комедийного и эстрадного дарования, неплохих вокальных данных. Это сразу же было использовано в ряде лент на рубеже 1950—60-х годов ("Девушка с гитарой", "Роман и Франческа", "Человек ниоткуда", "Укротители велосипедов"), хотя уже тогда молодая актриса заявила о своих разносторонних способностях в жанре мелодрамы ("Гулящая", 1961), драмы ("Балтийское небо", 1961; "Рабочий поселок", 1966), фарса ("Женитьба Бальзаминова", 1965). Возвращение на большой экран. И все-таки в 1960-х и начале 1970-х годов Гурченко практически была малозаметна, даже продолжая сниматься, в том числе неплохо играя и в лирической повести военных лет "Мой добрый папа" (1970) и в ироническом шпионском фильме "Один из нас" (1971). Тем не менее вплоть до выхода в 1974 производственной мелодрамы "Старые стены" (Государственная премия РСФСР, 1976), в которой актриса сыграла директора ткацкой фабрики, но без налета типичных черт советского руководителя, Гурченко с ее более чем 30 ролями на тот момент оставалась как бы выключенной из большого кинематографа. Звезда первой величины. В последующее десятилетие она стала одной из ведущих актрис, выступая в истинно звездных, бенефисных ролях в разнообразных лентах легкого жанра, от комедий до мюзиклов (телефильмы "Соломенная шляпка" и "Небесные ласточки", киноленты "Мама", "Рецепт ее молодости" и "Аплодисменты, аплодисменты", а также телевизионные бенефисы и специальные музыкальные программы ("Песни военных лет" с ее собственной композицией). Но яркий артистизм, театрализация своего имиджа, расцвечивание исполняемого материала массой эффектных деталей, жестов, фраз, интонаций могут также таить в себе опасность превращения актерской игры в образец типичного шоу-бизнеса с ненужной мишурой и преувеличенными эмоциями. Досадные оттенки излишней эстрадности, пережим в реакциях, некоторая искусственность поведения — все это отчасти присутствует в таких, в принципе, удачных работах Гурченко, как сыгранные ее роли в фильмах "Любимая женщина механика Гаврилова" (1982), "Вокзал для двоих" (1983), "Любовь и голуби" (1984). Намного интереснее случаи самоограничения актрисы, когда она появлялась в небольшой роли ("Полеты во сне и наяву", 1983) или вообще в эпизоде, но великолепно исполненном ("Познавая белый свет", 1979). Образ Таи Соломиной в "Сибириаде" (1979) построен на резких перепадах почти от эксцентрики до пронзительного лиризма — и в эти моменты актриса наиболее убедительна. А как бы в продолжение своей актерской темы драматического постижения неоднозначного женского характера, что было заявлено в "Старых стенах", Гурченко с максимальным самоотречением и иногда безжалостно по отношению к собственному облику воплотила на экране несчастные, но несмотря ни на что счастливые судьбы героинь в лучших своих фильмах "Двадцать дней без войны" (1977, роль Ники) и "Пять вечеров" (1979, роль Тамары Васильевны). Представляется неслучайным и то, что именно на исходе этого успешного для себя десятилетия в кино актриса также выступила с искренней и честной книгой воспоминаний "Мое взрослое детство" (1982). В поисках новых ролей. К сожалению, в дальнейшем для Гурченко опять не нашлось достойных ее актерского мастерства ролей. Она искусно повторяла прежние образы ("Прохиндиада, или Бег на месте", 1984; "Прохиндиада-2", 1993), вновь играла независимых женщин, облаченных властью ("Нелюдь", 1990; "Белые одежды", 1992), пыталась демонстративно вырваться даже из рамок сюжетного повествования, превращая фильм в эстрадный монолог актрисы ("Послушай, Феллини!..", 1993) или музыкальный бенефис ("Люблю", 1993). Закономерно, что в поисках новых и необычных ролей она была вынуждена обратиться к антрепризному театру, где ей больше по душе стихия бенефисного актерства. Хотя лучшие работы Гурченко в кино подтверждают, что под жестким собственным контролем и в подчинении воли режиссера она творит жизненно убедительнее и сильнее по эмоциональному воздействию на зрителей. С. В. Кудрявцев.
|
|
|