Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:


ШЕХТЕЛЬ Федор Осипович (1859-1926)

ШЕХТЕЛЬ Федор Осипович (1859-1926)
ШЕХТЕЛЬ Федор Осипович (1859-1926), российский архитектор. Представитель стиля "модерн". Перестройка Московского Художественного театра (1902), бывший дом Рябушинского на ул. Малой Никитской (1900), Ярославский вокзал (1902) - в Москве. * * * ШЕХТЕЛЬ Федор Осипович [26 июля (7 августа) 1859, Петербург (по другим сведениям, Саратов) — 7 июля 1926, Москва], русский архитектор. Представитель стиля модерн. Работал в Москве. Художник-оформитель. Родился в семье инженера; мать родом из известной купеческой семьи Жегиных. Окончил Тираспольскую католическую гимназию, учился в московском Училище живописи, ваяния и зодчества (1876-77), из которого ушел, не получив диплом. Работал помощником у известных в то время архитекторов К. В. Терского и А. С. Каминского. Последний оказал на молодого Шехтеля большое влияние; ввел его в среду просвещенного (в основном старообрядческого) купечества. Первое время Шехтель пробует силы как художник-оформитель: иллюстрирует книги и журналы, рисует театральные афиши, меню торжественных обедов в ресторанах. Часто выступает и как театральный художник-декоратор, оформляет народные гулянья. Основные постройки. Шехтель является типичным для конца 19 в. художником, перешедшим в архитектуру. Такими художниками были В. М. Васнецов, В. Д. Поленов, С. В. Малютин, М. А. Врубель и др. Однако для них архитектура осталась эпизодом в биографии, тогда как для Шехтеля она стала делом всей жизни. На ранние работы архитектора большое влияние оказало романтическое течение и особенно готика. Это ярко отразилось в одной из его первых больших работ — особняке Морозова на Спиридоновке. Отличительной чертой этой постройки является ее "всефасадность", расчет на круговое восприятие. Фасады и великолепные интерьеры особняка создают впечатление удивительного единства. Эта постройка (1883) стала программной, и все последующее десятилетие Шехтель развивает заложенные в ней принципы. К числу лучших произведений в неорусском стиле можно отнести павильоны русского отдела на Международной выставке в Глазго (1901). В 1903-04 строит Ярославский вокзал, проект которого был разработан еще в 1902, когда Шехтель стал академиком петербургской Академии художеств. К началу 1900-х гг. относятся такие значительные его работы, как постройка скоропечатни Левенсона в Трехпрудном переулке и перестройка Московского Художественного театра (ныне МХАТ; 1902). Перестройка включала в себя перепланировку бывшего театра Лианозова и внутреннюю отделку помещений (эта работа была выполнена архитектором безвозмездно). Зрительный зал спроектирован Шехтелем по принципу контраста темного низа и светлого верха. В этот же период были построены особняки Дерожинской в Штатном переулке и Рябушинского на Малой Никитской улице (1900). Особняк Рябушинского является выдающимся произведением московского и русского модерна. Его композиция построена на контрасте геометрических форм основного объема и природной живописности деталей. Конец 1900-х гг. Вторая половина 1900-х гг. проходит для Шехтеля под знаком проектирования и строительства торговых и банковских сооружений, заказчиками которых было крупное московское купечество. Он перестроил банк Рябушинского на Биржевой площади, возвел торговые дома Кузнецова и Аршинова. В этих сугубо рациональных зданиях Шехтель применил некоторые конструктивные новшества, в частности, внутренний несущий каркас, который позволил существенно увеличить поверхность оконного остекления и облегчить наружные стены. В конце 1900-х гг. в творчестве Шехтеля усиливаются мотивы ретроспективизма, в частности, появляются попытки обращения к неоклассике. Среди таких построек можно назвать библиотеку в Таганроге (1910) и собственный дом архитектора в Москве на Большой Садовой улице (1909). Преподавал в СВХПУ (1898-1926), был председателем Московского архитектурного общества (1906-22). После революции продолжал занимать и ряд других должностей: был председателем Архитектурно-технического совета Главного комитета государственных сооружений, председателем жюри по конкурсам, которые объявлялись Московским архитектурным обществом, ВСНХ, Наркомпросом. Разработал ряд проектов, которые не были осуществлены (Днепрогэс, памятник 26 бакинским комиссарам, крематорий и др.). Выступил с двумя докладами во Вхутемасе. Умер в бедности, похоронен на Введенском кладбище. В. А. Резвин.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009