Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:


ШЕЛЛИ Мэри (1797-1851)

ШЕЛЛИ Мэри (1797-1851)
ШЕЛЛИ (Shelley) Мэри (1797-1851), английская писательница. Жена П. Б. Шелли. Романтическое разочарование в просветительских идеалах выразила в романе "Франкенштейн, или Современный Прометей" (1818). * * * ШЕЛЛИ (Shelley) Мэри (урожденная Годвин, Godwin) (30 августа 1791, Сомерстон — 1 февраля 1851, Лондон), английская писательница. Биография Дочь писателя и политического философа У. Годвина и писательницы и публицистки Мэри Уолстонкрафт, автора знаменитого памфлета "Защита прав женщины" (1792), Мэри Годвин в 1814 стала гражданской женой поэта-романтика П. Б. Шелли. После того как первая жена Шелли умерла в 1818, он и Мэри узаконили свою связь церковным браком. После трагической гибели поэта в 1822 Мэри посвятила жизнь редактированию и публикации его наследия и воспитанию их сына, единственного из четырех детей, не умершего во младенчестве. Женщина талантливая и образованная, она зарабатывала на жизнь литературным трудом, поскольку свекор выделял на внука весьма скудное содержание. При жизни Мэри Шелли выпустила шесть романов (седьмой был издан только в 1859). Пять из них прочно забыты и принадлежат истории литературы, хотя "Последний человек" (1826) — интересный образец ранней английской антиутопии. Но самый первый, написанный ею в 19 лет, стал поистине классическим произведением — "Франкенштейн, или Современный Прометей" (1818), в тексте которого прихотливо сочетаются элементы готического романа, поэтики романтизма и просветительского реализма. Франкенштейн Это роман о великом свершении и роковой ошибке человеческого гения. Швейцарский ученый Виктор Франкенштейн, изучив труды средневековых алхимиков и кабалистов , а также достижения современной медицины и естествознания, проникает в тайны жизни. Вознамерившись победить саму Смерть, он создает человекоподобное гигантское существо, непередаваемо уродливое чудовище. Наделенное добрыми задатками, его творение стремится сблизиться с людьми и служить им, но люди ужасаются его виду, гонят прочь и пытаются убить, и оно, отчаявшись, объявляет войну человеческому роду и своему создателю. Франкенштейн преследует сотворенного им "демона", чтобы его уничтожить. Погоня приводит преследователя и преследуемого в полярные широты, где ученый умирает на борту корабля, пробивающегося к Северному полюсу. Терзаемое одиночеством и раскаянием чудовище клянется перед телом своего создателя, что умертвит себя и сожжет, чтобы унести с собой тайну искусственной жизни. Созданию особой атмосферы романа, в котором показан поединок титанических страстей в обстоятельствах исключительно безысходных, способствуют описания экзотических ландшафтов: диких гор Швейцарии, пустошей и морской стихии Оркнейских островов, ледяного безмолвия Арктики. Философская идея Мэри Шелли — непостижимость тайн мироздания и опасность вмешательства человека в дела природы и ее законы — со временем была упрощена и опошлена. В бесчисленных драматизациях, экранизациях и примитивных "продолжениях" ее книги на первый план постепенно выдвинулось само чудовище, оттеснив своего творца на второй и даже присвоив себе его имя. В 20 в. монстр Франкенштейн — наряду с вампиром Дракулой из одноименного романа (1897) ирландца Брэма Стокера — стал одной из важнейших фигур-символов в мифологии массового сознания Запада и порожденной ею культуре. В. А. Скороденко.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009