Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:


БЁРДСЛИ Обри (1872-98)

БЁРДСЛИ Обри (1872-98)
БЁРДСЛИ (Бердслей) (Beardsley) Обри (1872-98), английский рисовальщик. Болезненно хрупкие рисунки, отличающиеся виртуозной игрой силуэтов и линий (иллюстрации к "Саломее" О. Уайльда, 1894), повлияли на графику стиля "модерн". * * * БЁРДСЛИ (Бердслей) (Beardsley) Обри Винсент (24 августа 1872, Брайтон, Англия — 16 марта 1898, Ментона, Франция), английский рисовальщик. Прожив очень короткую жизнь — всего двадцать пять лет — Бердсли оставил неизгладимый след в истории европейского изобразительного искусства. Развивая в своем творчестве символистские тенденции поздних прерафаэлитов, он оказал большое влияние на графику стиля модерн. Детство и юность. Родители художника были родом из состоятельных семей (отец — лондонских ювелиров, мать — респектабельных врачей), однако, разорившись, постоянно испытывали нужду. Отец болел туберкулезом, мать сама зарабатывала на жизнь преподаванием музыки и французского языка. Бердсли уже ребенком проявил выдающиеся разнообразные способности: сочинял стихи, писал и ставил пьесы (на которые собиралось до трех тысяч зрителей), прекрасно играл на фортепиано (в 11 лет уже давал концерты). Однако всем этим задаткам не суждено было развиться: в семь лет он заболел туберкулезом, заразившись от отца. Предпочитая уединение, много читал, французскую и английскую литературу знал очень хорошо. После окончания школы (в 16 лет) стал работать клерком, но меньше чем через год, в конце 1889, вынужден был оставить работу из-за начавшегося кровохарканья. Творческий путь. С этого времени только искусство стало заполнять всю жизнь Бердсли. В 1891 он занимался в Вестминстерской художественной школе. Попал под влияние У. Морриса, а также Э. Берн-Джонса — по мнению Бердсли, "величайшего художника Европы". Изучал собрания Британского музея и Национальной галереи, а также японские гравюры, что привело его к созданию в собственных рисунках удивительного синтеза Запада и Востока. Профессиональная деятельность Бердсли как художника началась в 1892, когда он получил заказ проиллюстрировать книгу Мэлори "Смерть короля Артура". Рисунки Бердсли, отличающиеся виртуозной игрой силуэтов и линий в сочетании с черными и белыми пятнами, за короткий срок сделали его всемирно известным художником. Размышляя в одном из писем о современной живописи, он писал: "Как мало сейчас понимается важность линии! Именно это чувство гармонии линии выгодно отличало старых мастеров от современных. Похоже, нынешние художники стремятся достичь гармонии одного только цвета". Подружившись с Оскаром Уайльдом, он проиллюстрировал его "Саломею" (1894). В 1984 начал работать в журнале The Yellow Book ("Желтая книга") и вскоре стал его художественным редактором. В The Yellow Book были опубликованы его рисунки, стихи и эссе. Под влиянием Бердсли сложилась эротическая направленность журнала, однако в 1895 он был закрыт (связано это было с арестом Оскара Уайльда и заключением его в тюрьму по обвинению в гомосексуализме). Оставшись без работы, Бердсли некоторое время сотрудничал в журнале "Савой" (1896), перебивался случайными заработками, пока ему не предложили проиллюстрировать Ювенала и Аристофана ("Лисистрата", 1896). Эти рисунки, предназначенные для частных или подпольных изданий, шокировали и удивляли современников. Повышенный интерес художника к гермафродитам, эротике, а также абсолютная раскованность в рисунках послужили основанием для обвинения Бердсли в гомосексуализме, что впоследствии не подтвердилось. Незадолго до смерти художником овладела глубокая религиозность (он был католиком) и, раскаиваясь, он просил уничтожить свои эротические ("неприличные", как он их называл) рисунки и гравировальные доски к ним.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009