Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:


БЬЁРНСОН Бьёрнстьерне Мартиниус (1832-1

БЬЁРНСОН Бьёрнстьерне Мартиниус (1832-1
БЬЁРНСОН (Bjornson) Бьёрнстьерне Мартиниус (1832-1910), норвежский писатель, общественный и театральный деятель. Основоположник норвежской национальной драматургии. Повесть из крестьянской жизни "Сюнневе Сульбаккен" (1857); национально-исторические драмы "Между битвами" (1858), "Сигурд Злой" (1862), социально-критические драмы "Банкротство" (1875), "Свыше наших сил" (ч. 1-2, 1883-95), стихи, в т. ч. национальный гимн Норвегии. Нобелевская премия (1903). * * * БЬЁРНСОН (Bjernson) Бьёристерне (8 декабря 1832 г. - 26 апреля 1910 г.). Нобелевская премия по литературе, 1903 г. Норвежский поэт, драматург, прозаик и журналист Бьернстерне Мартиниус Бьернсон был старшим из шести сыновей лютеранского пастора Педера Бьернсона и дочери коммерсанта Элизы Бьернсон (урожденной Нурдрок). Когда Б. было 5 лет, его семья переехала из Квикне, маленького церковного прихода в горах, в живописный район Ромсдал в Западной Норвегии, где мальчика определили в школу в прибрежном городе Молде. Не по годам развитый, Б. писал стихи, издавал рукописную газету, проявлял большой интерес к политике. В 1849 г. Б. приехал в Христианию (ныне Осло) готовиться к вступительным экзаменам в университет, здесь он встретился с Генриком Ибсеном и другими крупными норвежскими писателями. В университет Б. поступил в 1852 г., однако, достигнув в следующем году совершеннолетия, он перестал посещать занятия и окунулся в политическую, театральную и литературную жизнь города. На протяжении двух лет в разных газетах выходили его театральные обозрения и критические статьи, им также была начата кампания по созданию норвежского национального театра Б. становится ведущим культурным деятелем страны. В 1854 г. Б. работает театральным критиком в утренней газете Осло "Моргенбладет" ("Morgenbladet"), а два года спустя начинает издавать "Иллюстререт Фолькебладет" ("Illustreret Folkebladet") - журнал, в котором были впервые опубликованы записанные им народные сказки. Летом 1856 г. Б. едет на студенческую сходку в Швецию, где, по словам критика Харальда Ларсона, "он был потрясен воспоминаниями о прошлом, видом национальных костюмов, оружия, надгробий шведских королей". Вдохновившись идеей воссоздания истории своей собственной страны, Б. пишет очерк "Как я стал поэтом", в котором торжественно поклялся создать "галерею предков" из исторических пьес, с тем чтобы возродить у норвежского народа чувство национальной гордости. Стремясь выполнить свои обязательства перед национальным театром, Б. в 1857 г. становится директором нового "Норске театер" в Бергене. В следующем году Б. женится на актрисе Каролине Реймерс, от брака с которой у него было несколько детей. Один из сыновей писателя, Бьерн, стал известным артистом и режиссером, а дочь Берглют вышла замуж за сына Ибсена, Сигурда. Работая в театре, Б. продолжал писать стихи, пьесы и повести, издавал газету, занимался политикой. Его стихотворение "Да, мы любим эту землю" ("Ja, vi elsker dette Landet"), написанное в 1859 г., было впоследствии положено на музыку и стало норвежским национальным гимном. Возвратившись в 1859 г. в Осло, Б. начал издавать ежедневную вечернюю газету "Афтенбладет" ("Aftenbladet"), ставшую при нем органом новой либеральной партии. Однако его либеральные и реформистские передовицы оказались настолько непопулярными, что вскоре писателю пришлось уйти с поста главного редактора. С 1860 по 1863 г. Б. живет за границей, преимущественно в Италии, а по возвращении в Осло становится директором "Христиания театер" (1865...1867). До 1873 г. Б. в основном пишет стихи, песни, сказки, повести и пьесы на исторические темы. Как и у Ибсена, главными героями этих произведений были крестьяне и средневековые герои норвежских саг. Такие лирические повести, как "Сюнневе Сульбаккен" ("Synneve Solbakken", 1857), "Арне" ("Arne", 1859) и "Веселый парень" ("En Glad Gut", 1860), стилистически близкие норвежским устным народным преданиям, живописуют жизнь крестьянства в современном обществе и обычно завершаются на положительной ноте. Влиятельный датский критик Георг Брандес в 1886 г. отмечал в одном из своих очерков, что "Веселый парень" "подобен освежающему ветерку, несущему избавление от тоскливой меланхолии, отягчающей норвежский ум". И все же Б. стремился не столько воспеть жизнь веселых селян, сколько показать, что со своим стоицизмом и любовью к приключениям они являются духовными наследниками тех нередко обреченных героев его исторических трагедий, которые боролись за примирение язычества с христианством. Свою первую пьесу "Вальборг" ("Valborg") Б. снял с постановки, так как счел ее слишком банальной, - поэтому первой пьесой писателя принято считать "Между битвами" ("Mellem Slagene", 1857). За этой исторической пьесой, где описываются драматические события XII в. в Норвегии, последовали другие: "Хромая Гульда" ("Halte Hulda", 1858), "Король Сверре" ("Kong Sverre", 1861), "Сигурд Злой" ("Sigurd Slembe", 1863) и "Мария Стюарт в Шотландии" ("Maria Stuart i Skotland", 1864). Трилогия "Сигурд Злой", повествующая о таинственном претенденте на средневековый престол, считается лучшей из пьес, написанных Б. по мотивам норвежских саг, и ставится в один ряд с "Борьбой за престол" Ибсена. К концу 1860-х гг. поэтическое творчество Б. достигло своего расцвета. В 1870 г. вышли его "Стихи и песни" ("Digte og Sange"), многие из которых были позднее положены на музыку. Эпическая поэма в пятнадцати песнях "Арнлют Геллине" ("Arnljot Gelline") была опубликована в том же, 1870 г., и получила высокую оценку Георга Брандеса, назвавшего ее "не превзойденной по красоте описания природы". Впрочем, тот же Брандес, увлеченный идеями Чарлза Дарвина, Джона Стюарта Милля, Шарля Огюстена Сент-Бева и Ипполита Тэна, убеждал Б. изменить свои литературные пристрастия. В цикле лекций, прочитанных в Копенгагене в 1871 г., Брандес призывал скандинавских писателей отказаться от романтических и националистических представлений в пользу реалистической трактовки человеческих проблем, и Б. вскоре последовал его призыву. В 1873...1876 гг. писатель живет в Риме, в это время он оставляет фольклорные и исторические темы и обращается к социальной критике. Страстный защитник политической и культурной независимости Норвегии, Б. разделяет идеи "пан-скандинавизма", ратует за мир и международные гражданские права. Несмотря на то что Б. считал христианство жизнеутверждающей религией, он отвергал божественную природу Христа и открыто критиковал лютеранскую церковь за непонимание законов эволюции и за то значение, которое лютеране придают греху и осуждению на вечные муки. Взгляды Б. заставили набожных норвежцев осудить его как еретика. Возможно, именно по этой причине писатель и провел долгое время за границей, в том числе в Соединенных Штатах (1881). В 1893 г. Б. поселился на ферме в Норвегии, откуда он часто ездил в Данию, Францию, Германию и Италию. Б. был первым норвежским писателем, начавшим писать пьесы с серьезной социальной проблематикой - жанр, который предстояло развить Ибсену. В "Банкротстве" ("En fallit", 1875) запечатлена деятельность биржевых спекулянтов - тема, раньше считавшаяся для серьезной драмы запретной. В "Редакторе" ("Redakteren", 1875) описываются последствия журналистской сенсации. В драматической поэме "Король" ("Kongen", 1877) - эклектичной смеси комедии и мелодрамы - писатель выступает с критикой монархии и церковной догмы. В 1880-х гг. Б. создает свои лучшие "проблемные" пьесы. В "Рукавице" ("En handske", 1883) писатель бросает вызов двойственности буржуазной морали в вопросах пола. Суть драмы "Свыше наших сил" ("Over Evne", 1886), где выведен фанатичный священник, который умышленно не спасает жену, в том, что мораль и общечеловеческие ценности должны взять верх над религиозным фанатизмом. Эта драма с успехом прошла по всей Европе, а в ее нью-йоркской постановке в главной роли играла Патрик Кэмпбелл. Свою собственную страсть к политическим кампаниям Б. высмеял в пьесе "Любовь и география" ("Geografi og kjaerlighed", 1885). В 1884 г. Б. написал довольно неровный реалистический роман "Флаги веют над городом и над гаванью" ("Det Flager i Buen og pa havnen"), где рассказывается о сексуальном воспитании в школе для девочек. В другом реалистическом романе "По божьему пути" ("Pa Guds Veje", 1889) раскрывается конфликт между наукой и религией. Эти произведения, по словам английского критика Эдмунда Госсе, "отличаются точностью деталей и наблюдательностью". В 1903 г. Б. был награжден Нобелевской премией по литературе "за благородную высокую и разностороннюю поэзию, которая всегда отличалась свежестью вдохновения и редкой чистотой духа", а также за "эпический и драматический талант". В своей Нобелевской лекции Б. говорил, что настоящий писатель должен уметь отличать добро от зла: "Хорошие и дурные идеи сыграли свою роль во всех областях нашей жизни; они являются частью нашей тяги к знаниям, питают нашу жизненную энергию... Цель любого искусства состоит в том, чтобы отразить эти идеи". В 1910 г., через год после выхода в свет последней драмы писателя "Когда зацветет новый виноград" ("Nar den ny vin blomstrer"), Б. умер в Париже в возрасте 77 лет. Девятитомное собрание сочинений писателя было опубликовано в 1919 г. По словам американского критика, выходца из Норвегии Ялмара Йорса Бойесена, Б. "видел в оборванном норвежском крестьянине национальное величие, а прикладывая ухо к сердцу нации, слышал биение ее скрытых эмоций. И когда он подал голос и запел, каждый скандинав почувствовал, что это его собственный голос". Хотя в свое время Б. сравнивали с Ибсеном, сегодня его лучше знают и выше ценят как поэта и сказителя, чем как драматурга. Сила стихов Б., писал английский критик XX в. Джеймс Уолтер Макфарлейн, состоит в "их чистосердечной жертвенности, в простоте и естественности чувств", а также в лиризме и патриотическом порыве. Сравнивая Б. с Ибсеном (который так и не был удостоен Нобелевской премии), английский критик Брайан В. Даунз отметил, что "будущее на стороне Ибсена, который остается великой державой литературного мира, чего нельзя сказать о Б. и в то же время произведения Б., как правило, заслуживают внимания".
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009