Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:


БЕРГМАН Ингмар (р. 1918)

БЕРГМАН Ингмар (р. 1918)
БЕРГМАН (Bergman) Ингмар (р. 1918), шведский кинорежиссер. Фильмы: "Вечер шутов" (1953), "Седьмая печать", "Земляничная поляна" (оба 1957), "Лицо" (1958), "Молчание" (1963), "Осенняя соната" (1978), "Фанни и Александр" (1983) и др. Развивает тему трагического одиночества человека в современном обществе. Ставил спектакли в драматическом и оперном театрах. * * * БЕРГМАН (Bergman) Эрнест Ингмар (р. 14 июля 1918, Упсала), шведский режиссер кино и театра, сценарист, драматург, прозаик, эссеист, продюсер ряда своих фильмов, выдающихся деятель скандинавского театра 20 века, международно признанный лидер "авторского" направления в мировом киноискусстве. Родился в семье пастора. Окончив в 1944 факультет литературы и искусства Стокгольмского университета, работал режиссером в городских театрах Хельсингборга (1944), Гетеборга (1946-49) и Мальме (1952-58). С начала 1960 ставит спектакли на сцене Стокгольмского Королевского театра "Драматен", в 1963-66 является его директором. В 1944 дебютирует в кино в качестве сценариста ("Травля", режиссер А. Шеберг). Раннее кинотворчество Бергмана проходит под знаком типичной для представителей шведского литературного авангарда 1940-х гг. бескомпромиссной критики социальной несправедливости, ханжества и лицемерия буржуазной морали и процветавшего на его родине культурно-политического изоляционизма. Герои его картин — люди трудной судьбы ("Кризис", 1946, "Корабль в Индию", 1947, "Музыка во тьме", 1948), испытывающие крушение эмоционального мира влюбленные ("К радости", 1949, "Летняя игра", 1950, "Лето с Моникой", 1952), неблагополучные супружеские пары ("Жажда", 1949, "Женщины ждут", 1952). Однако уже в первых лентах режиссера стремление к углубленному психологическому анализу сочетается с постановкой философских вопросов о природе бытия и месте человека в нем ("Тюрьма", 1949). С новой остротой Бергман выдвигает эти вопросы, рассматривая их на пространстве истории и мифа, в снискавших ему общенациональную и международную славу новаторских лентах 1950-х гг.: в пронизанном горьким социально-критическом пафосом "Вечере шутов" (1953), восходящей к истокам средневекового народного театра "Седьмой печати" (1956, премия Международного кинофестиваля в Канне) и погружающем в легендарное прошлое "Источнике" (1959), балансирующем на грани реального и фантазийного "Лице" (1958, премия Международного кинофестиваля в Венеции, 1959). Вершиной бергмановского этико-художественного максимализма в этот период становится отмеченная виртуозностью образно-выразительного решения мучительная драма переоценки жизненных ценностей, происходящая на исходе человеческого пути ("Земляничная поляна", 1957). Поиск истоков одиночества, генезис отчуждения — в центре внимания Бергмана в его этапных фильмах 1960-х гг., сложившихся в тематическую трилогию о "молчании Бога": "Как в зеркале" (1960), "Причастие" (1962), "Молчание" (1963, премия "Оскар"). Напоминая по форме "камерные пьесы" Ю. Стриндберга (небольшое число действующих лиц, узкие рамки времени и пространства), они, как и снятая двумя годами позже сложнейшая по замыслу и исполнению философская драма "Персона" (1956), весомо свидетельствовали, что с Бергманом в мировое кино приходит принципиально новое, связанное с тончайшими нюансами внутренней жизни людей измерение. Испытав влияние датского философа С. Кьеркегора, одного из духовных учителей режиссера, Бергман анализирует в фильме "Час волка" (1965) психологическое состояние теряющего рассудок художника, в ленте-антиутопии "Стыд" (1967) вскрывает причины деградации одинокой личности, в картинах "Страсть" (1968), "Прикосновение" (1970), "Шепоты и крики" (1971) исследует болезненный слом устоев буржуазного брака и семьи. Бергмановская глубина постижения жизненных коллизий практически на знает себе равных в опыте современного киноискусства. 1970-е годы отмечены в творчестве Бергмана усилением социально-критических и политико-разоблачительных мотивов. Живой общественный резонанс вызвала постановка в кино и на телевидении фильма "Сцены из супружеской жизни" (1972) и их своеобразного продолжения — фильма "Лицом к лицу" (1975). Ощущение непрочности, зыбкости современного миропорядка емко выразилось в галлюцинативной, с черточками научно-фантастического "прогноза" картине о психосоциальных истоках фашизма в Германии "Змеиное яйцо" (1976). На рубеже 1980-х гг. в манере режиссера берут верх тенденции к утверждению позитивных мировоззренческих ценностей. Важнейшее средоточие этих ценностей (и первооснова существования), по Бергману, — семья. Именно в рамках семьи развертывается напряженный внутренний конфликт позднейшего из психологических шедевров Бергмана "Осенней сонаты" (1977) и масштабной эпической саги "Фанни и Александр" (1982), явившейся самой дорогой постановкой за всю историю шведского кинопроизводства. Творческое наследие Бергмана огромно. На сценах Швеции и других стран им поставлено более 70 спектаклей по произведениям классической и современной драматургии, осуществлен ряд постановок на радио и телевидении. В кино с 1946 по 1986 режиссер снял 46 фильмов (в основном по собственным сценариям), ряд фильмов по его сценариям осуществлен другими режиссерами. Лауреат престижных международных кинопремий, включая премию Европейской киноакадемии "Феликс" (1988) и "Ветвь ветвей" 50-го юбилейного Международного кинофестиваля в Канне (1997). В 1989 в русском переводе вышла его блестяще написанная книга мемуаров "Латерна магика". Н. М. Пальцев.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009