Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:


БЕНЕДИКТ НУРСИЙСКИЙ (ум. 543)

БЕНЕДИКТ НУРСИЙСКИЙ (ум. 543)
БЕНЕДИКТ НУРСИЙСКИЙ (Венедикт, Benedictus) (ум. 543), основатель монашеского ордена бенедиктинцев. Для основанного им монастыря в Монте-Кассино написал Устав, сформулировавший основные принципы монашеского общежития и во многом определивший строй жизни западного монашества. Память в Католической церкви 11 июля и 21 марта, в Православной - 14 (27) марта. * * * БЕНЕДИКТ НУРСИЙСКИЙ (Венедикт) (Benedictus) [ок. 480; Нурсия, Италия — ок. 547; память в Католической церкви 11 июля и 21 марта, в Православной — 14 (27) марта], святой, основатель монашеского ордена бенедиктинцев. Считается "отцом" западного монашества; Католической церковью провозглашен святым покровителем всей Европы. Для основанного им ок. 530 монастыря в Монтекассино близ Неаполя написал Устав, сформулировавший основные принципы монашеского общежития. Житие св. Бенедикта написано папой Григорием I Великим во 2-й книге его "Диалогов". О жизни святого Бенедикта известно очень мало. Он получил образование в Риме, затем несколько лет жил отшельником в Субиако. Вскоре аскетические подвиги Бенедикта привлекли к нему учеников, и он основал монашескую общину, состоящую из 12 обителей по 12 монахов во главе с аббатом в каждой. Разногласия с братьями из-за чрезмерно суровой жизни вынудили Бенедикта покинуть эту общину и поселиться в Монтекассино, где на месте старого языческого святилища Аполлона он основал первый, собственно бенедиктинский, монастырь, для которого написал свой знаменитый Устав. Устав св. Бенедикта, восходящий к более раннему Правилу учителя (лат. Regula Magistri) начала 6 в., состоит из 73 глав. Жизнь в монастыре под водительством аббата рассматривалась как более предпочтительная для монаха, чем полная опасностей жизнь вольного отшельника. Монастырь понимается как "школа служения Богу", в которой монах достигает совершенства в любви ко Христу, возрастая в смирении (12 ступеней которого описывается Бенедиктом) и послушании. Основными занятиями монахов являются постоянная молитва, физический труд, чтение Священного Писания и Святых отцов; распорядок дня определялся последовательностью богослужения: оно начиналось перед восходом солнца, днем совершалось в первый час восхода солнца, третий, шестой и девятый, за которым следовало богослужение закатного часа, а через три часа затем "завершение" дня, ночь прерывалась "бдениями". Вступление в монастырь, которому предшествовал годичный новициат (испытание), считалось как бы новым рождением (и фиксировалось специальным правовым актом), символом которого служила перемена одежды, отказ от прежнего имени, всякой собственности и родственных отношений, позднее и отказ от волос (тонзура) и бороды, олицетворявших социальный статус и пол в миру. Монах должен был стать neutrum, т. е. подобным ангелам. Вся иерархия внутри братии строилась в соответствии с возрастом обращения, во главе стоял новый "отец" монахов — аббат, которому вменялось в обязанность заботиться о всех нуждах братьев, духовных и телесных. В уставе последовательно проводится принцип киновии: монахи спят, питаются, читают, молятся и работают вместе. Монахи не могли иметь личной собственности, у всех были одинаковая одежда и личные принадлежности — нож, грифель и дощечка для письма, пользоваться которыми они могли только с позволения аббата. Наряду с обетом послушания и "перемены нравов" (целомудрие и нестяжание), Бенедикт ввел обет оседлости, согласно которому монах должен был до смерти оставаться в избранной им обители вне какого-либо общения с миром. Устав св. Бенедикта был главным правилом для монастырей Западной Европы при Каролингах и во многом определил строй жизни западного монашества. Н. Ф. Усков.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009