Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:


БЕНЬЯМИН Вальтер (1892-1940)

БЕНЬЯМИН Вальтер (1892-1940)
БЕНЬЯМИН (Benjamin) Вальтер (1892-1940), немецкий эссеист, литературный и художественный критик. С 1933 в антифашистской эмиграции (Париж). В сборниках эссе и афоризмов, исследованиях культуры ("Одностороннее движение", "Происхождение немецкой трагедии", обе 1928; статьи о И. В. Гете, Н. С. Лескове, Ф. Кафке; "Избранное", 1955, "Озарение", 1961; широкая публикация работ Беньямина началась после 1955) - острое переживание конца традиционных укладов и наступления современной технической цивилизации (в том числе в искусстве - тиражирование уникальности, фотография). Беньямин воплотил новый тип массовидного ("одномерного") человека - продукта распада целостности жизни и культуры. Современным мегаполисам посвящены эссе о Париже, Марселе, Неаполе. Оказал влияние на Франкфуртскую школу. "Московский дневник" (опубликован в 1980) - о встречах в конце 1920-х гг. с людьми "нового искусства" (ЛЕФ). * * * БЕНЬЯМИН (Benjamin) Вальтер (1892-1940), немецкий философ и литературовед. Родился в обеспеченной еврейской семье. Изучал философию в университетах Фрейбурга, Мюнхена, Берлина и Берна (1912-15). В 1919 защитил диссертацию на тему "Понятие художественной критики в немецком романтизме". В 1926-27 посетил Москву; под влиянием философии Лукача интересовался марксизмом. В 1933 эмигрировал во Францию (Париж). В 1940, опасаясь нацистского преследования, покончил с собой. В центре внимания Беньямина находится сфера эстетического, понимаемая в качестве медиума философского познания. Именно в произведении искусства содержится "интегральное выражение религиозных, метафизических, политических и экономических тенденций" той или иной эпохи. Поскольку всякая вещь должна сообщить заключенное в ней духовное содержание, постольку все сущее причастно языку. Язык, по Беньямину, является отнюдь не инструментом, не средством коммуникации, но универсальной формой всего существующего. В эссе "Произведение искусства в век его технической воспроизводимости" (1936) утверждается, что современные средства воспроизведения – фотография и кино — изменяют саму сущность искусства. Произведение искусства, прежде находившееся в тесной связи с магией, культом и ритуалом, утрачивает свою культовую ценность. По мнению Беньямина, искусство должно основываться на политике. В книге "Шарль Бодлер: лирический поэт в век позднего капитализма" (1937-39) анализирует типичную для массовой культуры шоковую структуру переживания, ярким свидетельством которой и выступает поэзия Бодлера.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009