Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:


БЕЙКЕР Чесни X. (1929-88)

БЕЙКЕР Чесни X. (1929-88)
БЕЙКЕР (Baker) Чесни X. (1929-88), американский джазовый музыкант (труба, фортепиано, вокал), руководитель ансамбля. Родился в Оклахоме. В возрасте 11 лет приехал с семьей в Калифорнию. В школе обучался игре на трубе, затем начал выступать в духовых и танцевальных оркестрах. Службу в армии проходил в 3ападном Берлине как трубач военного оркестра (1946-48), после демобилизации продолжил музыкальное образование в одном из колледжей Лос-Анджелеса, где изучал теорию музыки и гармонию. В 1949 вновь получил приглашение в военный сан-францисский оркестр, с которым выступал до 1952. В этот же период познакомился с бибопом. В 1952 в Голливуде стал выступать как солист в квартете довольно известного музыканта Дж. Маллигана. В дальнейшем, начиная с 1953, выступал преимущественно с собственным комбо. Бейкер, обладая неплохим голосом, записал несколько пластинок как певец. В 1955-56 совершил несколько европейских турне. Аккомпанировал французской певице Катерине Валенте во время ее гастролей в Баден-Бадене. В 1959—60 находился в Италии, здесь из-за пристрастия к наркотикам перенес психическое заболевание, прошел курс лечения. В 1964 вернулся в США, принимал участие в различных джазовых фестивалях. Наряду с американскими партнерами, в разное время с Бейкером играли музыканты из Франции, Бельгии, Голландии, ФРГ, Дании. В плеяде трубачей, выдвинувшихся в начальный период развития модерн-джаза, занимает одно из ведущих мест (наряду с Майлсом Дэвисом, "Диззи" Гиллеспи). Примечательно, что исполнительская манера Бейкера формировалась под непосредственным влиянием идей Дэвиса и его экспериментов с кул-джазом. Но манера игры Бейкера более лирична, даже "женственна" (по определению критиков) и вместе с тем спокойна, уравновешенна, лишена драматизма и философичности, свойственных Дэвису. Преобладают точная и чистая интонация, закругленные мелодические фразы, медленные темпы, средний регистр, изысканность и усложненность гармонического мышления сочетаются со склонностью к применению разнообразных полифонических приемов. Звучание трубы приобретает тембровую окраску, напоминающую корнет, иногда валторну, саксофон и деревянные духовые. Опыты Бейкера, основанные на синтезе различных стилевых элементов модерн-джаза, свинга и современной академической камерной музыки, создали предпосылки для последующего расцвета кул-джаза. В. Ю. Озеров.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009