Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:


БУСОН (1716-84)

БУСОН (1716-84)
БУСОН (Еса Бусон) (наст. имя Танигути Бусон; самый известный художественный псевдоним – Сюнсэй – "Весенняя звезда") (1716, Кема, близ Осаки — 17 января 1784, Киото), японский поэт, вместе с Басе и Исса (1763-1827) один из трех выдающихся поэтов хокку. Также известен как выдающийся художник школы бундзинга, превративший жанр хайга (зарисовки в стиле хокку) в полноценный жанр японской живописи. Из родного городка переехал в Эдо (современный Токио), где в течение 5 лет (1737-42) участвовал в кружке поэтов хайкай (рэнга), который возглавлял Хаяно Хандзин (1676-1742). В этом кружке Бусон познакомился с традициями школы Басе в передаче учеников великого мастера Хаттори Рансэцу (1654-1707) и Такараи Кикаку (1661-1707). После смерти Хандзина Бусон провел некоторое время в районе городка Юки к северу от Эдо, рисуя, занимаясь поэзией хайкай и сочиняя свое первое поэтическое произведение "Элегию для Хокудзю Росэна" (1745, "Хокудзю Росэн о итаму"). Написанная белым стихом элегия предвосхищает современную поэзию с ее свободными размерами. Бусон также посетил северо-восточные области Японии, воспетые в поэтическом дневнике Басе "Оку но хосомити" (1694, "Узкая дорога на дальний север"). В конце 1750-х гг Бусон обосновался в Киото. Активно участвуя в поэтическом кружке, образованном Мотидзукэ Сооку (1688-1766), он также много рисует в стиле бундзинга, находясь под впечатлением китайской живописи "южной школы". Занимаясь поэзией и живописью, Бусон проникся идеями "литераторов" (япон. бундзин, кит. вэньжэнь), которые возникли в среде интеллектуальной элиты Китая. В 1771 вместе с Икэ но Тайга (1723-76) Бусон написал серию пейзажных листов по мотивам китайских поэтов "Дзюбэн дзюги" ("Десять вещей, приносящих удобство, и десять вещей, приносящих удовольствие"). Бусон нашел свой характерный поэтический стиль, спонтанный и чувственный. Постепенно он стал центральной фигурой в движении за возрождение поэзии хокку, известном как "возвращение к Басе". В 1776 образовавшаяся вокруг него поэтическая группа построила студию "Басеин" ("Хижина Басе"), где проводились регулярные поэтические встречи. Бусон также подготовил несколько иллюстрированных свитков и ширм; помимо прочего текст свитка "Оку но хосомити" помог в деле канонизации Басе в качестве "великого святого японской поэзии". Бусон преклонялся перед гением Басе, а его собственная поэзия, намного более субъективная, наполнена тонкой чувственностью и лиризмом: Сон или явь? Трепетание сжатой в ладони Бабочки. Весенний дождь. Куда-то бредут, беспечно болтая, Зонтик и плащ. Я тоже умру. Зашелестят над могилой Сухие метелки мисканта (написано Бусоном на каменной стеле рядом с хижиной Басе в храме Компукудзи). Иволга. Не так ли пела она Когда-то у дома Ван Вэя? (последнее трехстишие Бусона).
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009