Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:


БРЕССОН Робер (1907-99)

БРЕССОН Робер (1907-99)
БРЕССОН (Bresson) Робер (1907-99), французский режиссер. Снискал репутацию взыскательного художника, не идущего на коммерческие компромиссы. Его творческий почерк отличается аскетичной строгостью. Мировую славу принесла Брессону экранизация романа Ж. Бернаноса "Дневник сельского священника", 1950. Среди других фильмов: "Приговоренный к смерти бежал", 1956; "Процесс Жанны д'Арк", 1962; "Кроткая", 1969 и "Четыре ночи мечтателя, 1971, по Ф. М. Достоевскому) и др. Фильмы Брессона удостаивались премий кинофестивалей в Канне, Венеции, Сан-Себастьяне, Берлине. В 1994 получил премию "Феликс". * * * БРЕССОН (Bresson) Робер (25 сентября 1907, Бромон-Лямот, Овернь, Франция — 18 декабря 1999), французский кинорежиссер, сценарист. Образование получил в Париже, профессионально занимался живописью. Во время Второй мировой войны попал в плен, полтора года провел в Германии. Вернувшись, поставил первый полнометражный фильм "Ангелы греха" (1943, Большая премия французского кино), в основе которого столкновение в стенах монастыря движимой чувством жертвенности и самоотречения молодой монахини и изверившейся во всем уличной женщины. Нравственные коллизии были в центре внимания и в его следующей ленте "Дамы Булонского леса" (по мотивам романа Д. Дидро "Жак-фаталист"). Стилю Брессона присущ демонстративный отказ от традиционных приемов экранной выразительности, в представлении художника связанной с театром как подражанием, имитацией действительности. В его "Заметках о кинематографе" (1975) задача "десятой музы" — выражение метафизических, сущностных сторон бытия, находящих лишь косвенное, опосредованное воплощение в поведении людей. Его волнуют духовные драмы, переживаемые персонажами-страстотерпцами, открытие истин существования в ходе обретения трудного жизненного опыта. Триумфом "авторского кинематографа" стала одноименная экранизация романа Ж. Бернаноса "Дневник сельского священника" (1950, Большая премия французского кино, Большой приз Международного кинофестиваля в Венеции, 1951), отмеченная неуклонной верностью нравственным идеалам и крайним аскетизмом формы. Те же черты присущи фильмам: "Приговоренный к смерти бежал, или Дух веет, где хочет" (1956, по рассказу Андре Девиньи; приз за лучшую режиссуру на Международном кинофестивале в Канне, 1957, премия Французской киноакадемии, 1957), где воссозданы личные переживания автора в фашистском плену, "Карманник" (1959; премия Французской киноакадемии) — близкий творчеству Достоевского рассказ о молодом воришке, испытывающем внутреннее перерождение под влиянием любви к женщине, а также фильм "Случайно, Бальтазар" (1966). К лучшим фильмам этой поры относятся также "Процесс Жанны д'Арк" (1962; специальный приз жюри Международного кинофестиваля в Канне) и "Мушетт" (1967, по повести Ж. Бернаноса). Обличение корыстолюбивого, лицемерного мира, чуждого всякой духовности, пронизывает снятую на исходе молодежного движения ленту "Вероятно, дьявол" (1977; специальный приз Международного кинофестиваля в Западном Берлине) и позднейшие работы — "Кроткая" (1969, по рассказу Ф. М. Достоевского, приз Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне), "Четыре ночи мечтателя" (1971, по мотивам "Белых ночей" Ф. М. Достоевского) и "Деньги" (1983, по повести Л. Н. Толстого "Фальшивый купон"; Большой приз Международного кинофестиваля в Канне). В 1994 удостоен приза Европейской киноакадемии "Феликс" за творчество в целом. Н. М. Пальцев.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009