Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:


БОНДАРЧУК Сергей Федорович (1920-94)

БОНДАРЧУК Сергей Федорович (1920-94)
БОНДАРЧУК Сергей Федорович (1920-94), российский киноактер и режиссер, народный артист СССР (1952), Герой Социалистического Труда (1980). Бондарчуку свойственен тонкий психологизм и мягкая артистическая манера. Снимался в фильмах: "Тарас Шевченко", "Попрыгунья", "Неоконченная повесть", "Отец Сергий" и др. Поставил фильмы: "Судьба человека" (1959, главная роль), "Война и мир" (1966-67, премия "Оскар", 1969), "Они сражались за Родину" (1975), "Степь" (1979), дилогию "Красные колокола" (1982) и др. Профессор ВГИКа (с 1974). Ленинская премия (1960), Государственные премии СССР (1952, 1984). * * * БОНДАРЧУК Сергей Федорович (25 сентября 1920, с. Белозерка Херсонской обл., Украина — 20 октября 1994, Москва), российский кинорежиссер, киноактер, педагог. Народный артист СССР (1952), Герой Социалистического Труда (1980). Работал актером Ейского драмтеатра, учился в Ростовском театральном училище. Участник Великой Отечественной войны. В 1948 окончил актерский факультет ВГИКа (мастерская С. А. Герасимова и Т.Ф. Макаровой). Дебютировал в кино ролью Валько в фильме Герасимова "Молодая гвардия" (1948). В 1948-59 работал актером, с 1959 — режиссером киностудии "Мосфильм". Известность пришла к Бондарчуку после исполнения им заглавной роли в фильме "Тарас Шевченко" (1951, режиссер И. А. Савченко, Государственная премия СССР, 1952, приз за лучшую мужскую роль на Международном кинофестивале в Карловых Варах, 1952). Следующей заметной удачей Бондарчука стала роль доктора Дымова в "Попрыгунье" (1955, по рассказу А. П. Чехова, режиссер С. И. Самсонов), где проявилась лирическая сторона дарования актера. Романтически яркое исполнение классической трагедийной роли Отелло в одноименном фильме С. Ю. Юткевича (1956) принесло Бондарчуку признание не только на Родине, но и за рубежом. Снимаясь много и успешно преимущественно в главных ролях, Бондарчук все же стремился к режиссуре. Его режиссерским дебютом стал фильм "Судьба человека" (1959, по одноименному рассказу М. А. Шолохова; Ленинская премия, 1960, Большой Золотой приз Международного кинофестиваля в Москве, 1959 и др. награды). Работа Бондарчука в качестве постановщика свидетельствовала о его выдающемся режиссерском таланте. Рассказ о жизни простого человека, воевавшего, попавшего в плен, потерявшего на войне семью, но сохранившего достоинство и человеческое тепло, обретал в фильме эпическое звучание. Сыграв главную роль Андрея Соколова, Бондарчук подчеркнул приверженность актерскому кинематографу, где судьба, характер, душа человека являются смысловым центром и основной художественной ценностью. "Война и мир" (1965-67, по одноименному роману Л. Н. Толстого, почетный диплом Международного кинофестиваля в Венеции, 1965, Большой приз Международного кинофестиваля в Москве, 1965, премия "Оскар" за лучший иностранный фильм года, 1968 и др. награды) стала одной из самых масштабных экранизаций в истории кино. В четырехсерийной киноэпопее режиссер старался максимально сохранить сюжетные линии романа и его персонажей. По-прежнему делая основную ставку на актеров (сам режиссер исполнил одну из главных ролей Пьера Безухова), Бондарчук зарекомендовал себя и как талантливый постановщик батальных сцен. В самой же трактовке толстовского романа для режиссера главным стало понимание России как всеобщего дома. Сложнейшая композиция построена на идее органической и нерасторжимой связи отдельных людей с ходом истории. После успешного зарубежного проката "Войны и мир" Бондарчук получил предложение от итальянского продюсера Дино Де Лаурентиса поставить фильм "Ватерлоо" (1970), где еще раз подтвердил свое умение сочетать тщательную психологическую проработку характеров с постановочным размахом батальных сцен. Продолжая работать как киноактер, Бондарчук демонстрировал широту диапазона и добротный традиционализм исполнения. Его наиболее заметными ролями стали Астров в "Дяде Ване" (1971, режиссера А. С. Михалкова-Кончаловского), академик Курчатов в "Выборе цели" (1975, режиссера И. В. Таланкина), отец Сергий в одноименном фильме также Таланкина (1979), Монтанелли в "Оводе" (1980, режиссера Н. П. Мащенко). С 1971 Бондарчук руководил во ВГИКе актерско-режиссерской мастерской (профессор с 1974). Фильм "Они сражались за Родину" (1975, по одноименному роману М. А. Шолохова, Государственная премия РСФСР им. братьев Васильевых, 1977, специальная премия на Международном кинофестивале в Карловых Варах, 1976) был поставлен к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне. Бондарчук во многом пошел вразрез с принятым в 1970-х гг. помпезно-официозным изображением войны, показав горький и драматический процесс отступления советских войск. В фильме были собраны прекрасные актерские силы — В. М. Шукшин, И. Г. Лапиков, Н. В. Мордюкова и др. Картина также отличалась техническим совершенством батальных сцен, снятых как бы с точки зрения солдат, находящихся в окопах под ураганным огнем. В фильме "Степь" (1978, по одноименной повести А. П. Чехова) Бондарчук реализовал свою давнюю мечту — перенести на экран одно из своих любимых литературных произведений. Фильм "Красные колокола" (1982, по книгам американского писателя Д. Рида "Восставшая Мексика" и "10 дней, которые потрясли мир", совместное мексико-итало-советское производство, Государственная премия СССР, 1984, Главный приз Международного кинофестиваля в Карловых Варах, 1982) не стал большой творческой удачей режиссера, как и "Борис Годунов" (1985, по одноименной драме А. С. Пушкина, совместно с Чехословакией, при участии Западного Берлина и Польши), где Бондарчук также исполнил роль царя Бориса. Последней работой режиссера стал фильм "Тихий Дон" (1993, по одноименному роману М. А. Шолохова), поставленный в Италии. Существуют две версии фильма — телевизионная и общеэкранная. Права на обе картины принадлежат Италии и США, фильм до сих пор не демонстрировался для широкого зрителя. В. Э. Горелова.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009