Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:


БАРНЕТ Борис Васильевич (1902-65)

БАРНЕТ Борис Васильевич (1902-65)
БАРНЕТ Борис Васильевич (1902-65), российский кинорежиссер, заслуженный артист России (1935). Искусное сочетание лирики, буффонады, элементов сатиры придает особый колорит фильмам: "Девушка с коробкой" (1927), "Окраина" (1933), "Подвиг разведчика" (1947), "Полустанок" (1963) и др. Государственная премия СССР (1948). * * * БАРНЕТ Борис Васильевич (18 июня 1902, Москва — 8 января 1965, Рига), советский кинорежиссер и актер; заслуженный артист РСФСР (1935), заслуженный деятель искусств Украины (1951). Дебют Учился в Московской школе живописи, ваяния и зодчества, одновременно работая бутафором в Первой студии МХТ. В 1918 со второго курса училища ушел добровольцем в Красную Армию и окончил Главную военную школу физического образования трудящихся в Москве. Был профессиональным боксером. Учился в Государственном техникуме кинематографии (мастерская Л. В. Кулешова). У него же дебютировал в эксцентрически-авантюрном фильме "Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков" (1924), сыграв роль ковбоя Джедди, акробата и боксера. Был соавтором сценария, сорежиссером, а также сыграл роль Репортера в схожей по стилистике ленте "Мисс Менд" (1926, по М. С. Шагинян) Ф. А. Оцепа. Уже став известным режиссером, Барнет нередко выступал в качестве актера, но чаще в эпизодах. Его можно встретить в эпизодах фильмов "Шахматная горячка", "Москва в Октябре", "Потомок Чингисхана" (Английский солдат). "Девушка с коробкой" В 1927 Барнет самостоятельно поставил комедию "Девушка с коробкой", где наряду со склонностью к буффонаде и сатире проявился его лиризм и мягкий юмор. Первый успех Барнет развил в сатирической комедии "Дом на Трубной" (1928), выделяющейся на фоне советского кинематографа 1920-х годов теплотой интонацией и любовно-поэтическим изображением персонажей и Москвы той поры. Главную роль деревенской девушки, оказавшейся в Москве, сыграла Вера Марецкая. Но Барнет был не чужд генеральных тем социалистического реализма — историко-революционной ("Москва в Октябре", 1927) и социально-бытовой ("Ледолом", 1931), но и в эти ленты режиссер вносил лирику, юмористические эпизоды, своеобразие личных взглядов. "Окраина" Первый звуковой фильм Барнета "Окраина" (1933, по К. Я. Финну) стал выдающейся работой мастера. Внешне это типично историко-революционная история "о том, как революция всколыхнула жизнь маленького провинциального городка царской России". Судьбы героев фильма сплетены с событиями Первой мировой войны и Октябрьской революции. Однако классовая борьба в трактовке режиссера выглядела, словно потасовка мужичков со слободы, которые сначала немножко подерутся друг с другом, а потом в обнимку пойдут в кабак. В "Окраине" чувствовалась здоровая сила народного самоощущения, которому все войны и революции нипочем. Высокое признание "скромного шедевра" Барнета произошло прежде всего за границей, где его поклонники не обращая внимание на идеологические довески к рассказу, восхищались тонким мастерством режиссера в обрисовке атмосферы действия и характеров. Запрещенные фильмы С годами Барнету все труднее удавалось примирить свое лирически-проникновенное мировосприятие с трагическими социальными процессами 1930-х годов. Если в картине "У самого синего моря" (1936) о молодежи Каспия еще сохраняется барнетовская доверительная интонация, то в фильме "Ночь в сентябре" (1939) о диверсиях врагов народа на шахтах ее нет и в помине. Следующие работы постановщика вызвали неудовольствие начальства и были запрещены — "Старый наездник" (1940, выпуск 1959), совершенно безобидная комедия об "ипподромном мире", и "Славный малый" (1942), опыт народной героической комедии военных лет. "Подвиг разведчика" Лента "Однажды ночью" (1945), про молодую героиню, которая работает уборщицей в немецкой комендатуре и тайком выхаживает спасенных ею раненых советских летчиков, снималась на Ереванской киностудии. Она избежала запрета, но и по экранам прошла почти незамеченной. Тем парадоксальней был оглушающий успех как у властей, так и у простого народа самого известного фильма Барнета "Подвиг разведчика" (1947, Сталинская премия за 1948 год), на долгие годы ставшего эталоном советской героико-приключенческой картины о разведчиках. В фильме дерзкий похититель секретных документов из гитлеровской ставки в Виннице в исполнении Павла Кадочникова (реальный прототип — советский разведчик Николай Кузнецов) обводит вокруг пальца целую свору полных идиотов во главе с немецким генералом фон Кюном, которого сыграл сам Барнет. Несмотря на всю искусственность и наивность такой конструкции именно она дала возможность режиссеру применить на деле свое незаурядное комедийное дарование. Но признание "Подвига разведчика" не помогло Барнету вернуться из опалы на московские киностудии: он был вынужден снимать "далеко от Москвы" повести в жестких рамках социалистического реализма ("Страницы жизни", 1948, совместно с А. В. Мачеретом, "Щедрое лето", 1951) или вообще "Концерт мастеров украинского искусства" (1952). В послесталинское время Однако и в послесталинское время на студии имени Горького режиссер не мог выбраться из накатанной колеи, создавая фильмы-близнецы о "современности", с долей едва дозволенного лиризма и юмора ("Ляна", 1955; "Аннушка", 1959; "Аленка", 1962, по С. Ф. Антонову; "Полустанок", 1963). Только в двух картинах выпуска 1957 года — "Поэт" (по сценарию В. П. Катаева) и "Борец и клоун" (закончил после смерти К. К. Юдина) — Барнет получил относительную возможность выйти за привычные рамки. Зревшая внутри Барнета драма нереализованного таланта лирика и поэта достигла кульминации, когда постановщик взялся за создание историко-революционной ленты о чекистах "Заговор послов". Готовясь к ее съемкам, Барнет покончил с собой в рижской гостинице. С. В. Кудрявцев.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009