Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:


БАКУНИН Михаил Александрович (1814-76)

БАКУНИН Михаил Александрович (1814-76)
БАКУНИН Михаил Александрович (1814-76), российский революционер, теоретик анархизма, один из идеологов революционного народничества. В 30-х гг. член кружка Н. С. Станкевича. С 1840 за границей, участник Революции 1848-49 (Париж, Дрезден, Прага). В 1851 выдан австрийскими властями России, заключен в Петропавловскую, затем в Шлиссельбургскую крепость, с 1857 в сибирской ссылке. В 1861 бежал за границу, сотрудничал с А. И. Герценом и Н. П. Огаревым. Организатор тайного революционного общества "Интернациональное братство" (1864-65) и "Альянса социалистической демократии" (1868). С 1868 член 1-го Интернационала, выступал против К. Маркса и его сторонников, в 1872 исключен решением Гаагского конгресса. Труд Бакунина "Государственность и анархия" (1873) оказал большое влияние на развитие народнического движения в России. * * * БАКУНИН Михаил Александрович [18 (30) мая 1814, с. Прямухино Новоторжского уезда Тверской губ. — 19 июня (1 июля) 1876, Берн, Швейцария], российский революционер, публицист, один из основоположников анархизма, идеолог народничества. Жизнь и борьба. Родился в старинной дворянской семье. С 1829 учился в Петербургском артиллерийском училище, но в 1834 был отчислен за дерзость начальнику училища. Затем служил в артиллерийских частях. В 1835 самовольно оставил службу, едва не подвергся аресту за дезертирство. С 1835 стал участником кружка Н. В. Станкевича, познакомился с В. Г. Белинским и А. И. Герценом. Под влиянием Станкевича заинтересовался Кантом и Фихте, а также философией Гегеля. В 1840 уехал в Германию, слушал лекции Ф. Шеллинга в Берлинском университете. Здесь он познакомился с левыми младогегельянцами (А. Руге и др.). В 1842 в журнале А. Руге "Немецкий ежегодник по вопросам науки и искусства" опубликовал статью "Реакция в Германии", в которой признал необходимость "полного уничтожения существующего политического и социального строя" и утверждал, что "страсть к разрушению есть вместе с тем и творческая страсть". В Цюрихе он познакомился с утопическим социалистом В. Вейтлингом и его теорией уравнительного коммунизма. В феврале 1844 русское правительство потребовало, чтобы Бакунин вернулся в Россию. Из-за отказа выполнить это требование он был лишен дворянства, всех прав состояния и заочно приговорен к ссылке в Сибирь. Живя в Париже, Бакунин сблизился с П. Ж. Прудоном, познакомился с К. Марксом и Ф. Энгельсом, занимался переводом на русский язык "Манифеста Коммунистической партии". С середины 1840-х гг. Бакунин отстаивал идею создания федерации славянских народов, участвовал в деятельности освободительных славянских организаций. В 1848 написал манифест "Воззвание русского патриота к славянским народам", в котором призывал к свержению империи Габсбургов и к созданию в Центральной Европе свободной федерации славянских народов. В 1848-49 был одним из руководителей восстаний в Праге и Дрездене. После разгрома Дрезденского восстания (1849) арестован и как один из вождей бунтовщиков приговорен саксонским судом к смертной казни, замененной пожизненным заключением. В 1850 передан австрийским властям, заключен в крепость. В 1851 выдан царскому правительству и доставлен в Петербург, где был заключен в Петропавловскую крепость. По требованию Николая I Бакунин написал "Исповедь" (опубл.1921). По форме она носила характер покаяния, однако, по мнению председателя Государственного совета А. И. Чернышева, не имела "ни тени серьезного возврата к принципам верноподданного". Бакунин шесть лет провел в Шлиссельбургской крепости. По распоряжению императора Александра II сослан в Восточную Сибирь, жил в Томске и Иркутске. В 1861 получил разрешение (в связи с торговыми делами) на поездку вниз по Амуру. Добравшись до морского побережья, Бакунин пересел на американское судно, направляющееся в Японию, затем через США прибыл в Англию. В Лондоне сотрудничал в "Колоколе" Герцена, с котором вскоре разошелся (Герцен осуждал политический авантюризм Бакунина). Участвовал в Польском восстании (в начале 1863). В 1864 обосновался в Италии, где создал первую анархистскую организацию "Интернациональное братство". В последующие годы Бакунин неустанно создавал сеть тайных революционных обществ в Европе, участвовал в Лионском восстании (1870), возглавлял выступление анархистов в Болонье (1874) и т. п. В 1869 сошелся с С. Г. Нечаевым, принимал участие в его конспиративной деятельности, издавал вместе с ним журнал "Народная расправа". Однако после разоблачения Г. А. Лопатиным Нечаева разошелся с последним. Несмотря на болезнь и тяжелое финансовое положение, Бакунин до самого конца жизни сохранял стойкость революционных убеждений, писал воззвания и прокламации, планировал новые революционные акции. Разрыв с Марксом. Анархическая доктрина. В 1868 в Женеве Бакунин вступил в I Интернационал (Международное товарищество рабочих). Вместе с тем он организовывал международное анархическое движение, активно вербовал своих сторонников в созданную им тайную организацию "Международный альянс социалистической демократии", которая, по его замыслу, должна была играть роль революционного авангарда внутри Интернационала. В результате вспыхнул конфликт между Марксом и Бакуниным. Его причины коренились как в личной антипатии двух этих вождей, так и в теоретических расхождениях. В 1872 на Гаагском конгрессе в результате интриги, затеянной Марксом, Бакунин был исключен из Интернационала. I Интернационал распался. Генеральный совет переехал в Нью-Йорк, интернационал анархистов (сторонников Бакунина) действовал в Европе до 1877. Анархистская доктрина Бакунина окончательно оформилась как антитеза марксизму в книгах "Федерализм, социализм и антитеологизм" (1867), "Кнуто-германская империя и социальная революция" (1871) и "Государственность и анархия" (1873). Бакунин отвергал необходимость политической власти, централизации и подчинения авторитету, протестовал против любой формы использования государственной власти революционерами. Отрицая доктрину Маркса о диктатуре пролетариата и организующей роли пролетарской партии, Бакунин противопоставил ей идею стихийного бунта, носителем которого он считал русское крестьянство. Задачу революционной организации он видел в установлении "живой бунтовской связи между разъединенными общинами". Свою программу Бакунин сформулировал применительно к России. Он считал русскую крестьянскую общину готовой основой будущего социалистического общества, а русского крестьянина "прирожденным социалистом". Под влиянием идей Бакунина сформировалось "бунтарское" направление революционного народничества, которое проявилось в середине 1870-х гг. в массовом "хождении в народ" революционной интеллигенции с целью пропаганды социализма и призыва к немедленному восстанию. Идеи Бакунина и его анархистская тактика были усвоены многими революционными кружками и организациями ("долгушинцами", "чайковцами", "Землей и волей", "Народной волей" и др.). Бакунин был убежден, что "наука, самая рациональная и глубокая, не может угадать формы будущей общественной жизни", а потому попытки теоретизирования считал вредными, отвлекающими силы от подготовки бунта, сметающего старый строй, после которого новое общество сложится само собой, в соответствии с идеалами, живущими в народе. Поэтому основные усилия Бакунина и его сторонников были направлены на организацию революционного переворота, а не разработку детальной концепции будущего общества. Личность и слава Бакунина привлекали к нему широкий и разнообразный круг последователей. Особое влияние его идеи оказали на формирование анархизма в Италии, Испании и России. * * * ИЗ КНИГИ М. А. БАКУНИНА "ГOCУДAРСТВЕННОСТЬ И АНАРХИЯ" (1873): ... В русском народе существуют в самых широких размерах те два первых элемента, на которые мы можем указать как на необходимые условия социальной революции. <...> Что же служит ему препятствием к совершенно победоносной революции? Недостаток ли в общем народном идеале, который был бы способен осмыслить народную революцию, дать ей определенную цель и без которого... невозможно одновременное и всеобщее восстание целого народа, а следовательно, невозможен и самый успех революции... Существует ли такой идеал в представлении народа русского? Нет сомнения, что существует, и нет даже необходимости слишком далеко углубляться в историческое сознание нашего народа, чтобы определить его главные черты. Первая и главная черта — это всенародное убеждение, что земля принадлежит народу, орошающему ее своим потом и оплодотворяющему ее собственноручным трудом. Вторая, столь же крупная черта, что право на пользование ею принадлежит не лицу, а целой общине, миру, разделяющему ее временно между лицами; третья черта, одинаковой важности с двумя предыдущими, — это квазиабсолютная автономия, общинное самоуправление и вследствие того решительно враждебное отношение общины к государству... ... Народ наш глубоко и страстно ненавидит государство, ненавидит всех представителей его, в каком бы виде они перед ним ни являлись... В таком положении что может делать наш умственный пролетариат, русская честная, искренняя, до конца преданная социально-революционная молодежь? Она должна идти в народ... Но как и зачем идти в народ? В настоящее время у нас, после несчастного исхода нечаевского предприятия, мнения на этот счет, кажется, чрезвычайно разделились; но из общей неурядицы мыслей выделяются уже теперь два главные и противоположные направления. Одно — более миролюбивое и подготовительного свойства; другое -бунтовское и стремящееся прямо к организации народной борьбы. Поборники первого направления в настоящую возможность этой революции не верят. Но так как они не хотят и не могут оставаться покойными зрителями народных бед, то они решаются идти в народ для того, чтобы братски разделить с ним эти беды, а вместе с тем и для того, чтобы его научить, подготовить, не теоретически, а на практике, своим живым примером... Другой путь — боевой, бунтовской. В него мы верим и только от него ждем спасения. Народ наш явным образом нуждается в помощи. Он находится в таком отчаянном положении, что ничего не стоит поднять любую деревню. Но хотя и всякий бунт, как бы неудачен он ни был, всегда полезен, однако частных вспышек — недостаточно. Надо поднять вдруг всю деревню. Что это возможно, доказывают нам громадные движения народные под предводительством Стеньки Разина и Пугачева...
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009