Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:


БАЗИЛИКА

БАЗИЛИКА
БАЗИЛИКА (от греч. basilike - царский дом), прямоугольное в плане здание, разделенное внутри рядами колонн или столбов на продольные части (нефы); средний неф, более высокий, освещается через окна над крышами боковых нефов. В Др. Риме базилики - судебные и торговые здания; позже базилика - один из главных типов христианского храма. * * * БАЗИЛИКА (от греч. basilike — царский дом), вытянутое, прямоугольное в плане здание, разделенное внутри продольными рядами колонн или столбов на несколько (обычно 3 или 5) частей (нефов), имеющих самостоятельные перекрытия. Средний главный неф всегда выше боковых, верхняя часть его стен, прорезанная окнами, выступает над крышами боковых нефов. Перед входом базилики — поперечный притвор (или нартекс), а в противоположном конце среднего, большего по стороне нефа — полукруглый выступ (апсида ), крытый полукуполом. Первоначально базилики имели открытое деревянное стропильное перекрытие, в более поздних применялось сводчатое. В Древнем Риме базилики предназначались для судебных заседаний и торговых сделок. В дальнейшем базилика стала одним из главных типов христианских храмов, получив широкое распространение в византийской, сирийской, романской и готической архитектуре; применялась также и в архитектуре Возрождения и барокко. * * * Статья "Базилика" из "Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона" (1890–1907): Базилика. — Базиликами в древнем языческом Риме назывались общественный здания, предназначенные для суда и торговли, а в христианский период — церкви. Слово Б. — латинское по своей форме и греческое по своему происхождению: от basileuV, basilikoV — царь, царский. Это греческое название указывает на греческое происхождение подобных зданий и действительно мы знаем, что в V в. до Р. Х. существовало в Афинах здание, известное под названием basilewV stoa. Эта "стоя" была местом судебных отправлений и в ней, по свидетельству Павзания, "заседал архонт в течение его годичного управления государством". Есть также основание полагать, что она служила иногда местом собрания ареопага и была центром письменного афинского законодательства. О форме этого здания мы, к сожалению, ничего не знаем, потому что до нас не дошло ни развалин его, ни каких-либо описаний древних авторов. Все же исторические и археологические соображения по этому поводу представляют собою лишь более или менее вероятные гадания и потому особенного внимания не заслуживают. Несомненно только одно, что это было здание с колоннами, потому что греч. "стоя" соответствует лат. "портик", что обозначает часть здания, образуемую колоннами. Такие "стои" были не в одних только Афинах, но также в Спарте, Пирее и Агригенте. Принимая во внимание распространенность зданий этого типа в Греции, несомненное влияние греческой архитектуры на римскую и, наконец, то обстоятельство, что первые Б. в Риме появляются лишь во II веке до Р. Х., следовательно почти два с половиной века позже чем в Греции, можно принять за несомненный факт, что базиличная форма зданий была заимствована римлянами, как и многое другое, у греков. Первая Б. в Риме была построена в 184 г. до Р. Х. у форума Порцием Катоном и была названа по имени своего основателя "Порциевой". Ее назначение состояло в том, чтобы заменять отчасти форум, т.е. быть местом разных отправлений общественной жизни, как напр. судебных, политических и торговых. Она сгорела в 62-м году до Р. Х. Пример Катона нашел многих подражателей и в Риме после него строится целый ряд базилик, каковы напр. Фульвиева и Эмилиева, названная так по имени своих строителей, цензоров Фульвия Нобилиора и Эмилия Лепида; "Семпрониева", сооруженная Тиверием Семпронием Гракхом и затем "Опимиева", построенная Люцием Опимием. Все эти базилики прилегали к форуму и были построены до Августа; от них теперь не осталось никаких следов. К счастью, до нас дошли остатки и развалины нескольких более поздних базилик, которые дают нам возможность сделать достоверные выводы о форме и расположении этого рода сооружений; такова напр. базилика "Юлиева", начатая Юлием Цезарем и оконченная Августом; базилика "Ульпиева", построенная при императоре Траяне, затем колоссальная базилика Константина в Риме. Разберем теперь вкратце дошедшие до нас римские Б. Базилика Юлиева была первоначально освящена в 46 г. до Р. Х., потом отстроена вновь после пожара при Августе, затем была возобновлена Максимианом и Диоклецианом после вторичного пожара в 283 г. по Р. Х. и, наконец, последнее обновление ее относится к 877 году после Р. Х. Она примыкает своим длинным фасадом к южной сторон форума и находится между храмом Сатурна у подножии Капитолия и храмом Диоскуров (Кастора и Поллукса) у подножия Палатина. Длина ее была около 37 саж., а ширина около 8. С восточной, короткой стороны ее расположена лестница в пять ступеней, около которой обыкновенно показывают начало cloaca maxima, громадной древнеримской подземной трубы, впадающей в Тибр. Б. эта была раскопана в половине нынешнего столетия итальянским археологом Каниной и теперь вся видна. Четыре продольных ряда столбов разделяют ее на пять пролетов, нефов или кораблей, как их называют, из которых средний гораздо ниже боковых. При раскопках были найдены следы сводов, а Канина видел даже остатки второго этажа Б. на соседних домах, но дома эти теперь разобраны и остатки, виденные Каниной, для нас исчезли. Помост Б. отлично сохранился и состоит из квадратных плит желтого, серого и красноватого мрамора. На знаменитом, гравированном на мраморе плане древнего Рима, части которого хранятся в капитолийском музее, на стенах входной лестницы видна часть Юлиевой Б. на обломке № XII. Одной из самых великолепных базилик Рима была Ульпиева, сооруженная греком Аполлодором Дамасским, любимым архитектором императора Траяна в 111 — 114 гг. по Р. Х. и названная так в честь рода Ульпиев, к которому принадлежал император. Остатки ее мы до сих пор видим на форуме Траяна в Риме, около колонны этого императора. Траянов форум раскопан в настоящее время только в небольшой своей части и теперь представляет собою прямоугольную яму, над которой, как набережные над рекой, высятся прилегающие улицы нового Рима. Б. приходится поперек ямы, так что открыта ее средняя часть, а концы до сих пор еще не откопаны и всю форму ее мы можем определить только с помощью того же плана Капитолийского музея, где она изображена на обломке № XIV. Она значительно превосходит своими размерами Юлиеву и имела около 50 сажень длинны и 25 сажень ширины. В середине находилась длинная зала, обнесенная двумя рядами колонн и наружной стеной, так что в сущности, подобно предыдущей, она была разделена колоннами па пять нефов, из которых средний, образующий залу, был очень велик и имел 11 сажень ширины. К одной из узких сторон ее примыкала большая полукруглая ниша, называемая трибуной, абсидой или конхой (раковиной) для судей; по бокам ее были расположены лестницы, ведшие в галереи 2-го этажа. По трем свободным сторонам, по средине их, было устроено по нескольку выходов. Если стать лицом к абсиде, то с правой стороны Б. были две симметричные продолговатые пристройки, которые, по мнению некоторых археологов, были хранилищами латинских и греческих книг. Они не доходили несколько до средины, оставляя свободным вход и образуя своими короткими сторонами, вместе с оставшеюся свободной частью стены базилики, квадратную площадку, в центре которой стоит Траянова колонна. Основание Б. было мраморное, а кровля бронзовая. Она была так великолепна, что Константин Великий признал ее "единственным зданием во всей вселенной". Сравнительно весьма хорошо сохранилась в нижних своих частях базилика в Помпее. Она точно также представляет собой продолговатое здание, длина которого почти в три раза превосходит его ширину, но только внутри ее не четыре, а два ряда колонн, которые разделяют ее всего лишь на три нефа. На одной из узких сторон ее колоннады пять входов, а на противоположной — возвышение или эстрада для судей, которая заменяет абсиду. Есть очень серьезное основание полагать, что средний неф этой базилики был выше боковых. Она была основана в I веке до Р. Х. и вскоре перестроена после пожара архитектором М. Арторием. Эти две базилики без всякого сомнения имели горизонтальное, балочное, так называемое архитравное покрытие, т.е. плоский потолок, как в наших нынешних домах. Остается еще сделать краткий очерк базилики Константиновой, которая находится в Риме против Палатинского холма, близ форума, примерно на линии зданий, расположенных на его северной стороне. План ее — прямоугольник довольно близкий по своей форме к квадрату, длина которого равна 43 саж., а ширина 33 саж. Длинной стороной она обращена к Палатину и имеет по средине с этой стороны вход. Четырьмя громаднейшими пилонами (столбами, поддерживающими своды) она разделена на три очень широких нефа; боковые два ниже и покрыты цилиндрическими сводами; средний, имеющий около 10 саж. ширины, был покрыть тремя колоссальными крестовыми сводами; он освещался тройными окнами, расположенными выше крыши боковых нефов. Против главного входа со стороны Палатинского холма, в противоположной стене, расположена полукруглая абсида; точно также на короткой правой (считая от главного входа) стороне расположен против центрального нефа вход, а против него, в конце этого же нефа, расположена также абсида. Весьма многие данные заставляют полагать, что Б. эта начата Максенцем, окончена, после поражения его, Константином Великим в III — IV в. после Р. Х. и названа Константиновой. Остов ее северной части сохранился еще довольно хорошо и своею колоссальностью до сих пор еще производит подавляющее впечатление. Сводя теперь различные данные, добытые путем рассматривания дошедших до нас остатков римских Б., мы можем придти к следующим выводам: 1) что это были большие продолговатые здания, которые располагались близ городских площадей, 2) что они разделялись несколькими рядами колонн на нечетное число пролетов или нефов, из которых средний был самый широкий и высокий, 3) что боковые нефы представляли собою двухэтажные галереи и что они покрывались в раннюю эпоху балками, а позже сводами, 4) что в них устраивалась всегда абсида или эстрада для суда. Для большей ясности прибавим, что внутреннее устройство Б. очень напоминает собою главный залы петербургского и московского дворянского собрания, хорошо известные жителям наших столиц : самая зала — это средний неф; проходы за колоннами и хоры — это двухъярусные галереи боковых нефов, а эстрада для музыкантов — это судейская трибуна; зала освещается верхними окнами, т.е. окнами, расположенными вверху среднего нефа, в стене над колоннами. Перейдем теперь к назначению всех этих частей: в базиликах консул или претор изустно разбирал тяжбы римских граждан, причем средина служила обыкновенно местом суда, а боковые части заняты были местными законниками (юрисконсультами), к которым во время судебных заседаний обращались за советами. Там же пробовали свои силы и умение говорить приготовлявшиеся к адвокатуре. В абсиде, покрытой обыкновенно полусферическим сводом, ставился судейский трибунал (возвышение с несколькими ступенями для подъема и курульским креслом), где сидел консул или претор. Перед трибуналом было достаточно места для публики, приходившей судиться. Секретари (scribae) сидели поодаль, по бокам трибунала, и к ним можно было проходить по боковым нефам, не тесня толпу в Б. Что касается внутренней жизни древнеримской Б., то превосходную картинку создает Буассье в своих "Promenades archeologiques" (Пар., 1880) при описании Юлиевой Б. "От нее остался, говорит он, мраморный помост, который возвышается над уровнем прилегающих улиц и занимает площадь в 4500 кв. метр. (около 2100 кв. саж.). По следам колонн и столбов, поддерживавших своды здания, можно восстановить его план. Оно состояло из большой средней залы, предназначенной для судебных отправлений. Она была настолько велика, что в ней помещались четыре суда, которые заседали или вместе, или порознь. Там решались важнейшие в государстве гражданские дела и Квинтилиан, Плиний Младший и другие знаменитые защитники того времени стяжали себе здесь блестящие лавры. Двойной ряд портиков окружал эту большую залу; они были тогда излюбленным местом прогулок и развлечений для мужчин и женщин. Не даром же Овидий советует молодежи укрываться там от палящего полуденного зноя: там бывала такая многолюдная и разнородная толпа! Но не одни только щеголи и легкомысленные искательницы приключений наполняли собою портики Юлиевой Б.; не мало приходило туда и простого народа и праздношатающихся и людей без дела, которых было столько в этом великом городе, где государи и богачи заботились о прокормлении и развлечении бедняков. Люди эти оставили свои следы на полу Б. : его мраморная выстилка исцарапана множеством кругов и квадратов, пересеченных большей частью прямыми линиями, которые подразделяли их на отдельные части. Они служили для римлян чем то в роде шашечных досок для игры, страсть к которой была невероятно развита у этих праздных людей. Здесь играли не одни только простые граждане: Цицерон в своих "Филиппиках" говорит об одном весьма важном человеке, который, не краснея, играл перед целым форумом. В последние времена республики пытались законом подавить эту страсть, но он остался без применения, игра продолжалась во все время существования империи и свежие черты, которые бороздят пол Юлиевой Б., свидетельствуют, что игра шла до последних минут древнего Рима. Б. была довольно высока: над первым этажом портиков шел второй, куда вела лестница, следы которой заметны еще до сих пор. Из этого этажа видна вся площадь; отсюда Калигула бросал деньги в толпу, забавляясь тем, что народ давит друг друга. Отсюда же было видно, что делается внутри Б. и можно было следить за речами защитников. Плиний рассказывает, что когда он вел одно важное дело, защищая интересы дочери, лишенной отцом наследства, который восьмидесяти лет увлекся интриганкой, толпа была так велика, что не только наполняла собою всю залу, но даже и верхние галереи были переполнены мужчинами и женщинами, пришедшими его послушать". Весьма любопытные указания относительно построения базилик дает Витрувий, присоединяя к ним подробное описание базилики, построенной им в Фануме. По его свидетельству, базилики разделялись на общественные и частные. Первые находились на площадях (откуда и самое название их forenses, т. е. площадные), а вторые — в домах. Кроме того некоторые новейшие археологи различают разного рода базилики: для прогулок, для винной и меховой торговли, судебные и меняльные, хотя определенных признаков их различного устройства обыкновенно никто не указывает. Торговое значение базилик не подложит никакому сомнению: излагая свои правила о построении базилик, Витрувий прямо требует наибольших удобств для купцов: — "места для базилик, говорит он, должны примыкать к форумам и находиться на теплой (т. е. на южной, солнечной) стороне, чтобы торгующие в них могли легко зимою переносить ненастье". А что они вместе с тем служили местом прогулок вполне понятно: они очень напоминают в этом случае наши пассажи, которые точно также состоят сплошь из магазинов и часто переполнены гуляющей толпой. Прочие подразделения базилик указывают только на разнообразие товаров, в них продававшихся, а отнюдь не на разное их устройство. Таково назначение базилик общественных. Перейдем теперь к частным. Частные базилики были в домах знатнейших граждан и во дворцах. "Знатным людям, говорит Витрувий, занимающим важные государственные должности, надо устраивать роскошные приемные, высокие агриумы, великолепнейшие перистили, сады, обширные места для прогулок, в соответствие их величию; кроме того библиотеки, картинные галереи и базилики, столь же великолепно украшенные, как и общественные здания, потому что в домах их часто бывают и общественные совещания и частный третейский суд"; что касается до дворцовых базилик, то, во первых, остатки их найденные в вилле Адриана, близь Тиволи, а во вторых, во дворце Домициана на Палатинском холме в Риме, где базилика занимает правый, лицевой угол дворца и имеет вход снаружи и представляет собою прямоугольную залу с абсидой на конце, противоположном входу; она освещалась, вероятно, окнами, расположенными вверху. Все ее составные части еще очень легко различить: у абсиды уцелел даже обломок мраморной балюстрады, которая отделяла судей от присутствующих. В ней нередко сам император решал гражданские и уголовные дела, которые ему докладывались. Домициан особенно держался за эту принадлежность своей верховной власти: он хотел прослыть строгим судьей и жестоко карал других за те же самые проступки, которые он так охотно прощал самому себе. Таковы были Б. в римском зодчестве. Вместе с падением его должна бы погибнуть и Б., как строительная форма; но она была так сказать подхвачена и следовательно спасена христианством, которое стало придавать базиличную форму своим первым храмам. Влияние римских общественных Б. в этом случае несомненно. Из древнехристианского искусства Б. перешла в средневековое и, преобразовываясь и развиваясь, просуществовала, как самостоятельная и архитектурная форма, вплоть до появления стиля Возрождения. Литература: М. Vitruvii Pollionis, "De architectura" (libri decem, Лейпциг, 1836); L. B. AIberti, "De re aedificatoria" (Флоренция, 1845); Gaston Boissier "Promenades archeologiques" (Пар., 1880); Zestermann, "Die antiken und die christlichen Basiliken" (Лейпц., 1847); I. A. Messmer, "Ueber den Ursprung, die Entwickelung und Bedeutung der Basilica in der christi. Baukunst" (Лейпц., 1834); W. Weingartner, "Ursprung nnd Entwikelung deschristlichen Kirchengebaudes" (Лейпц., 1858); F. Kugler, "Der romische Basilikenbau" ("Kunstblatt", 1842, № 86); Oscar Mothes, "Die Basilikenform bei den Christen der ersten Jahrhunderte" (Лейпц., 1865), Н. Покровский, "Происхождение древне-христианской Б." (Спб., 1880 г.); Красносельцев, "О происхождении христианского храма" (Казань, 1880 г.).
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009