Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:


УЭЛЛС Орсон (1915-85)

УЭЛЛС Орсон (1915-85)
УЭЛЛС (Welles) Орсон (1915-85), американский кинорежиссер, актер. Поставил фильмы: "Гражданин Кейн" (1941), "Великолепные Эмберсоны" (1942), "Макбет" (1948), "Отелло" (1952), "Процесс" (1962), "Фальстаф" (1966) и др. Работал также в театре. Для творчества Уэллса характерны смелые поиски в области драматургии и киноязыка, тяготение к обобщенным притчевым формам художественного высказывания. * * * УЭЛЛС (Welles) Орсон (6 мая 1915, Кеноша, шт. Висконсин — 9 октября 1985, Лос-Анджелес), американский режиссер, актер, сценарист, писатель. С 1931 работал в театре, в 1939 был приглашен в Голливуд, где дебютировал фильмом "Гражданин Кейн" (1941), в котором блистательно сыграл главную роль. Это история взлета и падения уроженца маленького городка, ставшего богатым и властным газетным магнатом (премия "Оскар"). Фильм отличало оригинальное построение сюжета, необычное использование звука, новые способы съемки, породившие и новую стилистику: глубинные мизансцены, нижние ракурсы. Критика приняла картину восторженно, хотя рядовой зритель ничего не понял. То же повторилось и с "Великолепными Амберсонами" (1942) — сатирой на американское общество рубежа 20 века, фильмом хотя и не столь смелым и оригинальным, как первый, но хорошо передававшим атмосферу времени и взгляды режиссера на природу богатства и классовые барьеры в Америке. В 1947 Уэллс снял фильм "Леди из Шанхая", но уже в массовом жанре триллера, опять поставив под сомнение такие основополагающие ценности американской жизни, как богатство, власть, слава. Режиссер привнес в эту картину элемент романтики, противостоящей насквозь пропитанной прагматизмом жизни толстосумов. Олицетворением ее стал безработный моряк Майкл О' Хара, прекрасно сыгранный самим режиссером. Роль таинственной героини исполнила в фильме голливудская кинозвезда Рита Хейуорт, жена режиссера, с которой он вскоре расстался. В стандартном, ничем не примечательном сюжете, взятом из бульварного романа, Уэллс сумел показать страсти почти шекспировской глубины. Великим английским драматургом он увлекался с детства, переиграл в театре почти все его роли, а став постановщиком, экранизировал три трагедии: "Макбет" (1948), "Отелло" (1952), "Полуночные колокола" (1966). Несмотря на неканоническую и спорную трактовку, они по духу своему оказались более шекспировскими, чем ремесленные поделки, скрупулезно следовавшие тексту пьес великого драматурга. В 1958 Уэллс снял еще один фильм в жанре триллера "Печать зла" (1958). Это запутанная детективная история о том, что власть развращает. Но в подтексте просматривалась глубинная подоплека, характерная не только для этой картины, но и для всего творчества Уэллса: видение мира как некой моральной паутины, где всякий поступок человека влечет за собой многочисленные непредвиденные последствия. Последней значительной лентой режиссера стал фильм "Процесс" (1962, по роману Франца Кафки), снятый в Европе. С точки зрения использования художественных средств, это лучший фильм Уэллса после "Гражданина Кейна". Из всех экранизаций знаменитого романа эта ближе всего к передаче кафкианского зловещего, причудливого, извращенного мира. Но трактует он его не метафизически, а реалистически, перенося зрителей в бюрократические лабиринты, где человек блуждает в поисках ключа к своей судьбе. С годами деньги на постановку своих фильмов Уэллсу находить становилось все труднее, и последнюю четверть века своей жизни он уже работал в основном в качестве актера, снимаясь главным образом за рубежом — в Англии, Франции, Италии — нередко в проходных фильмах и маленьких ролях. Несколько начатых им, как постановщиком, лент так и остались незаконченными ("Дон–Кихот", 1955–71, "В мертвой точке", 1967, "Оборотная сторона ветра", 1971). В последнем фильме, во многом автобиографичном, Уэллс показал унижения режиссера, ищущего средства для постановки своей картины. Удалось окончить лишь "Подделку" ("Правда и ложь", 1975) — о фальсификации произведений литературы и искусства, а шире — границе между реальностью и иллюзией. В 1970 режиссер получил специальную премию "Оскар" за вклад в киноискусство, а в 1975 — премию Американского киноинститута, в 1982 Золотой приз на венецианском кинофестивале за выдающийся вклад в мировое киноискусство. Орсон Уэллс — режиссер, который разрушил многие кинематографические традиции и кардинально изменил понимание реальных возможностей экранного видения. Он создал новаторский — технически и эстетически — художественный стиль в послевоенном американском кино. "Гражданин Кейн" вошел в списки лучших фильмов всех времен и народов. Е. Н. Карцева.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009