Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:


УЭЙН Джон (1925-94)

УЭЙН Джон (1925-94)
УЭЙН (Wain) Джон (1925-94), английский писатель. Роман "Спеши вниз" (1953) характерен для мироощущения "рассерженных молодых людей". Реалистические романы "Соперники" (1958), "Зима в горах" (1970). В духе "массовой культуры" роман "Рассказ продавца индульгенций" (1979). Повести для подростков "Лиззи - хозяйка плавучей лавки" (1981) и "Юные плечи" (1982). Книга об У. Шекспире (1964), поэма "Фенг" (1975). * * * УЭЙН (Wain) Джон (Баррингтон) (14 марта 1925, Сток-он-Трент, графство Стаффордшир – 24 мая 1994, Оксфорд, Англия), английский писатель; поэт, критик. Один из "рассерженных". Относил себя к поколению, для духовного формирования которого решающим событием была Вторая мировая война (сам писатель из-за слабого зрения не был призван в армию). Окончил колледж Сент-Джон в Оксфорде. По окончании университета преподавал английскую литературу (1949–55), был профессором поэзии (1973–78). Свои лекции опубликовал под названием "Преподавание поэзии" ("Proffessing Poetry", 1978). Дебютировал сборником стихов "Смешанные чувства" ("Mixed Feelings", 1951), участвовал в подготовленной Р. Конквестом* антологии "Новые строки" (1956), противопоставившей объективизм предельной субъективности в духе Д. Томаса. Как романист, Уэйн добился громкой известности уже первой своей книгой "Спеши вниз" ("Harry On Down", 1953; русский перевод — 1959), в дальнейшем воспринимавшейся как один из манифестов "Сердитых молодых людей". Поэт. Уэйн считал себя прежде всего поэтом, хотя его проза пользовалась несравненно более широким читательским откликом. "Как прозаик, — свидетельствует Уэйн, — я вижу себя продолжателем реалистического романа: забочусь о жизненной убедительности персонажей, о правдивом изображении повседневности и вообще больше думаю о яркости внешнего фона, чем об интроспекции. Но в поэзии мне важна как раз возможность преодоления этих сковывающих границ, и я либо ухожу в далекую историю, либо черпаю свой материал из глубоко личных переживаний, впрямую воссоздавая испытанное мною самим". Стихотворения и поэмы Уэйна, составившие около полутора десятков сборников (среди них: "Слово, начертанное на подоконнике" – "A Word Carved on a Sill", 1956; "Дикая тропа" — "Wildtrack", 1965 и другие) отмечены последовательным неприятием неоромантических веяний, преобладавших в годы его первых литературных выступлений. Отказываясь от условных поэтических формул и стилистической многокрасочности, провозгласив намерение "раз и навсегда покончить с шелухой затасканных слов", Уэйн предпочитает осознанную скупость метафор, интеллектуальную изощренность, которая теснит живое чувство. Нередко он откровенно пародирует романтическую лирику, травестирует непосредственное лирическое переживание ("Читая любовные стихи в приемной дантиста", "Стихи, которые мог бы сочинить электронный мозг") или противопоставляет изысканные сюжеты и формы неоромантической установке на общедоступность. Примером полемической усложненности может служить "Фенг" ("Feng", 1975), цикл из 17 драматических монологов с фрагментами, написанными ритмической прозой, — версия истории Гамлета, восходящая к раннесредневековым источникам. Уэйн иногда затрагивает и злободневные темы, прежде всего связанные с угрозой ядерного апокалипсиса ("Песнь о майоре Изерли"). В поэзии позднего периода лирическое начало выражено более явственно и, как в книге "Открытая местность" ("Open Country", 1987), придает особую напряженность постоянным размышлениям Уэйна о сложности взаимоотношений между "глядящим в себя ночным "я" и глядящим вовне дневным "я" человека". Прозаик. В романах Уэйна философская проблематика практически отсутствует; писатель ограничивается изображением будничной реальности и социальных коллизий в традициях нравоописательной прозы. Книги Уэйна воспринимаются как достоверное свидетельство о времени и вместе с тем художественное исследование меняющейся общественной психологии. При этом позиция автора относительно преобладающих общественных ценностей и ориентиров остается скептической. Скептическое настроение окрашивает жизнеописания многих персонажей Уэйна – например, героя его романа "Спеши вниз", выпускника университета, добровольно разделившего судьбу тех, кто принадлежит к низшим слоям общества, — мойщиков окон, санитаров, шоферов. Однако когда, по капризу фортуны, фантазия и остроумие этого персонажа оказались востребованными "индустрией досуга", он охотно продал ей свои маленький талант, позабыв о собственном недавнем раздражении против лицемерного английского общества. Первый роман Уэйна считался образцом обличительной литературы, в нем видели проявление протеста против коренных установлений британского общества. Однако он скорее представляет собой язвительную зарисовку нравов и привычек определенной среды; так, герой романа, бравировавший своей иллюзорной независимостью и неприятием стандартов среднего класса, в итоге должен подчиниться воспитанному в нем этой средой инстинкту конформизма. В поисках нового. Такого рода персонажи преобладают и в последующих его романах – "Живя в настоящем" ("Living in the Present", 1955), "Убей отца" ("Strike the Father Dead",1962), "Меньшее небо" ("The Smaller Sky", 1968), "Юные плечи" ("Young Shoulders", 1982); здесь вновь в центре – проблема эфемерного бунтарства; как и в "Спеши вниз", герои этих романов при первой же возможности почетного и прибыльного компромисса с обществом легко становятся или консерваторами, или циниками. Повторяемость конфликтов, проблематики и стилистики быстро привела к исчерпанности темы; и тогда Уэйн стал искать новые художественные решения и ходы. Удачным результатом таких исканий явился роман "Зима в горах" ("A Winter in the Hills", 1971; русский перевод — 1972), действие которого происходит в уэльсском поселке; герой романа, приехавший с целью изучить местный диалект, оказывается втянут в острый социальный конфликт, в результате чего начинает по-новому осознавать себя. В последние годы в творчестве Уэйна наметилась тенденция к созданию масштабных полотен, дистанцированных от современности. Романы "Где встречаются реки" ("Where the Rivers Meet", 1988), "Комедии" ("Comedies", 1990) и "Голодные поколения" ("Hungry Generations", 1994) составили трилогию, действие которой происходит в Оксфорде между двумя мировыми войнами. Писателю принадлежат также несколько сборников рассказов, радиопьесы, многочисленные критические работы и биография Сэмюэла Джонсона (" Samuel Johnson",1974; премия Джеймса Тейта Блэка). Глубокая симпатия Уэйна к этому знаменитому английскому писателю проявилась в пьесе "Джонсон уходит" ("Johnson Is Leaving", 1994) о последних годах его жизни. А. М. Зверев.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009