Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:


УЭЙН Джон (1907-79)

УЭЙН Джон (1907-79)
УЭЙН (Wayne) Джон (наст. имя и фам. Мэрион Майкл Моррисон) (1907-79), американский киноактер. Приобрел популярность благодаря мужественным героям вестернов и военных фильмов: "Дилижанс" (1939; в прокате - "Путешествие будет опасным"), "Рио-Гранде" (1950), "Рио Браво" (1958), "Человек, который пристрелил Либерти Бэланса" (1962), "Хатари!" (1962), "Настоящая выдержка" (1970). * * * УЭЙН (Wayne) Джон (наст. имя и фам. Мэрион Майкл Моррисон, Morrison) (26 мая 1907, Уинтерсет, штат Айова - 11 июня 1979, Лос-Анджелес), американский киноактер, режиссер, продюсер. Дебютировал в кино в конце 1920-х гг. На высокого светловолосого парня с открытым лицом и добродушной улыбкой обратил внимание гений вестерна Дж. Форд и рекомендовал его коллегам, но настоящая звездная карьера началась только в 1939, когда Уэйн снялся в роли ковбоя в фордовском "Дилижансе" - самом знаменитом вестерне в истории кино. Тогда же начал твориться миф о нем. Освобожденный от воинской службы по состоянию здоровья, актер на экране стал образцом твердого и неустрашимого воина с горячим и отзывчивым сердцем. Следя за Уэйном, зрители с замиранием сердца ждали "коронный номер" - пальбу из пистолетов с двух рук от бедра. Следующей вершиной творчества актера оказалась "Красная река" (1948) Хауарда Хоукса, в которой он сыграл переселенца, несгибаемого традиционалиста, сурового, но человечного в душе. 1940-е гг. были золотой эпохой карьеры Уэйна - в это время вышли на экран классические вестерны "Форт Апач" (1948) и "Она носила желтую ленту" (1949) Форда. Затем последовал спад - вестерн вышел из моды, а перестраиваться на новый лад в силу присущего ему консерватизма актер не хотел. Его редкие выходы из образа солдата и ковбоя не приносили успеха (например, Чингисхан в "Завоевателе", 1956). И все же Уэйн вернулся на завоеванную высоту - в фильмах "Отправившиеся на поиски" (1956), "Рио Браво" (1959), "Человек, который пристрелил Либерти Вэланса" (1962). В 1969 Уэйн получил единственный в своей жизни "Оскар" за роль Рустера Когбурна, одноглазого помощника шерифа в "Настоящей выдержке" Генри Хатауэя. В картине "Стрелок" (The Shootist, 1976) Дона Сигела, ставшей для Уэйна последней, он сыграл по сути дела самого себя: умирающего солдата, накануне смерти начинающего осмысливать свою жизнь. Уэйн исполнил эту роль с тем достоинством и простотой, которые всегда были его отличительными свойствами. Воплотив в своих экранных работах (около ста пятидесяти) "дух фронтира", Уэйн создал канонический образ первопроходца Дикого Запада, в котором слились черты экранного героя и легенды об актере. Нина Цыркун.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009