Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:


УНСЕТ Сигрид (1882-1949)

УНСЕТ Сигрид (1882-1949)
УНСЕТ (Undset) Сигрид (1882-1949), норвежская писательница. В социальных романах "Фру Марта Эули" (1907), "Весна" (1914) - тема женского равноправия. Психологические исторические романы: трилогия "Кристин, дочь Лавранса" (1920-22), "Улав, сын Аудуна" (т. 1-4, 1925-27). Новеллы; эссе "Этапы" (1929), кн. воспоминаний "Одиннадцать лет" (1934). Нобелевская премия (1928). * * * УНСЕТ (Undset) Сигрид (20 мая 1882 г. - 10 июня 1949 г.). Нобелевская премия по литературе, 1928 г. Норвежская писательница Сигрид Унсет родилась в Калуннборге, в Дании, и была старшей из трех дочерей в семье известного норвежского археолога Ингвалда Мартина Унсета и урожденной Анны Шарлотты Гив, датчанки. Когда Сигрид было два года, семья переехала в Христианию (ныне Осло), столицу Норвегии, где Ингвалд Унсет занял пост директора Музея древностей. Впоследствии Сигрид вспоминала, как совсем еще маленькой девочкой играла с экспонатами музея; в дальнейшем она не раз помогала отцу в музейной работе. Рассчитывая, что Сигрид будет заниматься наукой, родители посылают ее в школу с совместной формой обучения, однако девочке пришелся не по душе царивший там либерализм, и, после смерти отца, в 1893 г. она перешла в коммерческое училище. В связи со сложным материальным положением семьи и необходимостью дать образование сестрам Сигрид пошла работать с 17 лет клерком в электротехническую компанию. В свободное время У. много читала, особенно норвежские саги, с которыми познакомил ее отец и которые оказали серьезное влияние на ее творчество, интересовалась также ботаникой и живописью и начала писать. В 1905 г. рукопись первого, исторического романа У. была возвращена издательством со следующей запиской: "Не пишите больше исторические романы... Попробуйте написать что-нибудь современное". Последовав этому совету, она обратилась к темам современной жизни браку, материнству и взаимоотношениям людей в современном Осло - в романе "Фру Марта Оули" ("Fru Marta Oulie", 1907). В следующем году выходит сборник новелл У. "Счастливый возраст ("Den lykkelige alder"), в центре которых находятся одаренные, но оторванные от жизни женщины. Второй роман У. "Вига-Льот и Вигтис" ("Fortellingen от Viga-Ljot og Vigdis", 1909) написан в подражание и по мотивам древнеисландских саг. Высоко оценив описания норвежского сельского пейзажа, критики тем не менее довольно сдержанно отнеслись к первым литературным опытам писательницы. Вскоре после выхода в свет своего второго романа У. получает государственную стипендию, уходит из конторы, где она проработала десять лет, совершает путешествие по Германии и Италии и в Риме влюбляется в норвежского художника Андерса Кастеса Сварстада, женатого человека, который был старше ее на тринадцать лет. Это чувство У. описала в следующем романе "Йенни" ("Jenny", 1911), истории трагической любви молодой женщины, артистической натуры, к немолодому человеку и его сыну. Этот автобиографический роман, действия которого происходят в Норвегии и Италии, стал первым успехом начинающего автора. В 1912 г. У. вышла замуж за Сварстада, который развелся с женой, и после рождения их первого сына они вернулись в Норвегию и жили сначала в Ски, а затем на ферме в окрестностях маленького городка Лиллехаммера, где родились их второй сын и психически неполноценная дочь. С. 1912 по 1920 г. писательница выпустила два сборника новелл, роман "Весна" ("Vaaren", 1914) и сборник повестей "Отражения в зеркале" ("Splinten av troldspeilet", 1917). В "Весне" проводится мысль о том, что компромисс в браке может привести к большим несчастьям, чем внебрачная любовь. В новеллах и повестях изображены женщины с сильным характером, которые, как правило, справляются с трудностями и невзгодами современной жизни. Во время первой мировой войны У. подвергает сомнению такие расхожие понятия и течения общественной жизни Норвегии, как феминизм, социализм, либерализм, пацифизм. После периода духовных исканий она в соответствии со своими консервативными взглядами в 1924 г. принимает католичество, а в 1925 г. разводится с мужем на том основании, что католическая церковь не признает развод Сварстада с его первой женой, которая была еще жива. У. продолжает заниматься историей, убеждаясь, что "только святые могут объяснить стремление человека к счастью, миру, справедливости и доброте". Глубокая религиозность писательницы дает себя знать в ее наиболее известной трилогии "Кристин, дочь Лавранса" ("Knstm Lavransdatter"), состоящем из романов "Венец" ("Kransen", 1920), "Хозяйка" ("Husfrue", 1922) и "Крест" ("Korset", 1922) В центре трилогии, действие которой происходит в Норвегии XIV в., находится гордая и красивая дочь богатого землевладельца, вышедшая замуж за недостойного человека, переносящая лишения и невзгоды и в конце концов гибнущая во время эпидемии чумы. Хотя писательница не вывела в трилогии ни одного исторического персонажа, атмосфера средневековой жизни передана очень точно. В рецензии 1923 г. критик Эдвин Бьеркман отметил, что Норвегия XIV в описана с таким знанием дела, что кажется, будто действие происходит не шесть столетий назад, а сегодня утром, у нас во дворе". Кристин, как заметил Бьеркман, может быть "плодом поэтического воображения", но при этом роман не грешит ни патетикой, ни сентиментальностью. У. совместила современный метод психологического анализа с повествовательной манерой норвежских саг, с их упором на сюжет, а не на рассуждения рассказчика. Американский критик Альрик Густафсон в 1940 г. писал, что был поражен "легкостью письма, отсутствием книжности, нарочитости...". В основу следующего исторического романа У. легла сага об Олафе, сыне Эудюна; в свое время именно этот роман был отклонен столичными издателями. Состоящий из двух книг - "Владелец Хествикена" ("Olav Audunsson i Hestvi-ken", 1925) и "Олаф и его дети" ("Olav Audunss0n og hans born", 1927), этот роман, подобно трилогии "Кристин, дочь Лавранса", также представляет собой длинную средневековую историю, в которой злоключения персонажей часто становятся следствием их чрезмерной гордости. Как и многие другие критики, Густафсон считал, что эпос об Олафе уступает эпосу о Кристин, поскольку "он более мрачен, более трагичен и более дидактичен, чем история Кристин". У. была удостоена Нобелевской премии по литературе за 1928 г. "главным образом за запоминающееся описание скандинавского средневековья". В речи на церемонии награждения представитель Шведской академии Петр Хальстрем проследил творческий путь У., начиная с ее ранних рассказов, в которых "она описывает жизнь [современных женщин] с сочувствием, но и с безжалостной прямотой... рассказывает об их судьбах с непререкаемой логикой". Хальстрем подробно остановился на понятии славы и чести в ее книгах, а также на описании сложных взаимоотношений между мужчинами и женщинами. В заключение он назвал лауреата "поэтическим гением, черпающим свои силы в величии и стойкости духа". У. не выступала с Нобелевской лекцией, сказав в краткой ответной речи, что "мне легче писать, чем говорить, тем более - говорить о себе". Пять романов, выпущенных У. со времени присуждения ей Нобелевской премии и до начала второй мировой войны, написаны на современные темы с позиций набожной католички и уступают романам 20-х - начала 30-х гг. как по колориту, так и по глубине. В эти же годы У. пишет многочисленные статьи, вошедшие, в частности, в сборник "Вехи" ("Etapper: Ny rcekke", 1933). В 1939 г. умирают мать и дочь писательницы. Когда Норвегия в апреле 1940 г. была оккупирована немецкими войсками, У. вступила в движение Сопротивления, но вскоре была вынуждена бежать в Швецию. Нацисты запретили в Норвегии и в Германии ее статьи, обличающие расовую нетерпимость и отстаивающие религиозные убеждения. В сентябре 1940 г. У. вместе с сыном Гансом отправляется в Соединенные Штаты, в Нью-Йорк, где живет до конца войны, выступая с лекциями и поддерживая связь с находящимся в Лондоне норвежским правительством в изгнании. Старший сын У., Андерс, погиб в Норвегии в апреле 1940 г. По возвращении в конце войны на родину У. была награждена Большим крестом ордена Святого Олафа "за выдающиеся заслуги в литературе и служении народу". У. скончалась от инсульта в Лиллехаммере в июне 1949 г. Хотя произведения У., как ранние, так и поздние, читаются мало, критики по-прежнему высоко оценивают трилогию "Кристин, дочь Лавранса", которая начиная с 20-х гг. неоднократно переиздавалась в Норвегии и в США. В 1940 г. Альрик Густафсон писал, что "Из современных прозаиков У. уступает, пожалуй, только Томасу Манну". Густафсон также сравнивал ее с Джордж Элиот и Вальтером Скоттом. В 1985 г. американский исследователь А. Медликотт положительно отозвался о произведениях У., отметив их современную направленность и назвав трилогию "Кристин, дочь Лавранса" "величайшим романом... безусловно, одним из лучших в нашем столетии".
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009