Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:


ТРУБЕЦКОЙ Сергей Николаевич (1862-1905)

ТРУБЕЦКОЙ Сергей Николаевич (1862-1905)
ТРУБЕЦКОЙ Сергей Николаевич (1862-1905), князь, российский религиозный философ, публицист, общественный деятель. Брат Е. Н. Трубецкого. Профессор и в 1905 первый выборный ректор Московского университета. Последователь В. С. Соловьева, в своей системе т. н. "конкретного идеализма" претендовал на преодоление "односторонностей" рационализма, эмпиризма и мистицизма. Труды по истории древнегреческой философии. * * * ТРУБЕЦКОЙ Сергей Николаевич, князь [23 июля (4 августа) 1862, Москва - 29 сентября (12 октября) 1905, Петербург], русский философ, публицист, общественный деятель; брат Е. Н. Трубецкого. Воспитывался в атмосфере "дворянского гнезда", где царил дух искусства, музыки и литературы. Раннее изучение Хомякова и Достоевского привело его в круг последователей философии Вл. С. Соловьева. Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1885), с 1888 читал в университете лекции по истории древней философии. Вместе с друзьями (Вл. С. Соловьевым и Л. М. Лопатиным) Трубецкой был основателем "московского кружка" философов. С 1889 стал одним из редакторов журнала "Вопросы философии и психологии". Фундаментальные труды Трубецкого - "Метафизика в Древней Греции"(1889) и "Учение о Логосе в его истории" (1900) - способствовали формированию русской историко-философской науки. С конца 1890-х гг. Трубецкой включается в политическую жизнь, участвует в земском движении, выступает как публицист в либеральной прессе. 6 июня 1905 в качестве главы земско-городской депутации он произнес знаменитую речь перед царем, в которой призывал Николая II к сотрудничеству с обществом. Трубецкой неустанно боролся за академическую свободу. Во многом благодаря его усилиям в конце августа 1905 Московский университет обрел автономию. 2 сентября он был избран ректором. Его деятельность на этом посту началась в условиях революционных волнений, захлестнувших и университет.Трубецкой был вызван в Петербург. Во время заседания у министра народного просвещения потерял сознание и вскоре скончался. Философия "конкретного идеализма" Трубецкого изложена в работе "Основания идеализма" (1886). Традиционный платонизм русского философствования соединился у него с кантовской концепцией априорной формы чувственности. Он исходил не из отвлеченного понятия "чистого бытия", а из конкретно-сущего, реального существа как субъекта всех определений, которые открывает в нем мышление. Сущее предшествует мышлению, а вечное актуальное сознание (Бог) предшествует всякому конечно-становящемуся сознанию. Согласно Трубецкому, бытие нельзя свести к логической идее, общие понятия суть только отношения мысли к своему предмету. Духовная природа реальности соотнесена с разумными законами космического Логоса, которые устраивают как природную, так и человеческую жизнь. Для Трубецкого понятие Логоса неразрывно связано с греческой философией и с христианским богословием. Он не противопоставлял веру и разум, откровение и умозрение, а основной акцент делал на их неразрывном единстве. А. И. Абрамов.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009