Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:


ТИХОНОВ Вячеслав Васильевич (р. 1928)

ТИХОНОВ Вячеслав Васильевич (р. 1928)
ТИХОНОВ Вячеслав Васильевич (р. 1928), российский киноактер, народный артист СССР (1974), Герой Социалистического Труда (1982). Снимался в фильмах: "Дело было в Пенькове" (1957), "Чрезвычайное происшествие" (1958), "Мичман Панин" (1960), "Оптимистическая трагедия" (1963), "Война и мир" (1965-67), "Доживем до понедельника" (1968), "Белый Бим Черное ухо" (1976), "Европейская история" (1984), "Убить дракона" (1988), "Утомленные солнцем" (1994), "Милый друг давно забытых лет" (1996); в многосерийном телефильме "Семнадцать мгновений весны" (1973) и др. Ленинская премия (1980), Государственная премия СССР (1970). Орден "За заслуги перед Отечеством" III степени (8.2.2003). * * * ТИХОНОВ Вячеслав Васильевич (8 февраля 1928, Павловский Посад Московской области), российский киноактер. Народный артист СССР (1974). Лауреат премии "Золотой Витязь" (1993) и премии президента России на фестивале "Кинотавр" (1998) за творческую карьеру. В 1950 окончил ВГИК (мастерская Б. В. Бибикова и О. И. Пыжовой). Впервые снялся в кино еще студентом, сыграв Володю Осьмухина в фильме "Молодая гвардия" (1948). Романтически-героический пафос был присущ и ряду других его ролей ("ЧП — Чрезвычайное происшествие" и "Майские звезды", 1959; "Жажда", 1960; "На семи ветрах", 1962; "Оптимистическая трагедия", 1963). Но в близкой по тематике ленте "Мичман Панин" (1960) Тихонов, играя героя, вынужденного вести двойную жизнь, использовал также приемы театрализации, подчеркнуто выраженного перевоплощения. Первой большой ролью Тихонова, принесшей ему необыкновенную популярность, была роль Матвея в фильме С. И. Ростоцкого "Дело было в Пенькове" (1958), где актер прибегнул к лирико-комедийным краскам, выводя своего героя за пределы положительного или отрицательного персонажа. В дальнейшем Тихонову редко доводилось исполнять характерные роли — в экранизациях ("Семейное счастье" и "Карусель", 1970; "Егор Булычов и другие", 1973; "Убить Дракона", 1988; "Милый друг давно забытых лет...", 1996) или отдельных фильмах ("Утомленные солнцем", 1994). Но ведь и его самый знаменитый образ Штирлица-Исаева в телесериале "Семнадцать мгновений весны" (1973, Государственная премия РСФСР, 1976) построен именно по принципу перевоплощения, двойной игры, своеобразного маскарада, несмотря на серьезность и даже документированную достоверность событий в Германии весной 1945. Культовый статус этого произведения в целом и его главного героя в частности возник в немалой степени благодаря двойственности существования разведчика в ставке врага, когда он вынужден притворяться вовсе не тем, кем является на самом деле. Однако другие попытки использования актера в политических детективах (сериалы "Диалог", 1978, "ТАСС уполномочен заявить...", 1984; фильм "Европейская история", 1984) оказались менее удачными. Более убедительным был драматический образ простого солдата Стрельцова в ленте "Они сражались за родину" (1975). Иной гранью актерского мастерства Тихонова является его умение быть интеллигентным и духовно значительным на экране — картины "Доживем до понедельника" (1968, Государственная премия СССР, 1970) и "Белый Бим Черное ухо", 1977, Ленинская премия, 1980). К сожалению, осталась практически не востребованной заявленная в фильме "Дело было в Пенькове" и невнятно прозвучавшая в некоторых других лентах (например, "Доживем до понедельника" и "Семнадцать мгновений весны") лирическая тема в творчестве одного из самых привлекательных актеров с точки зрения отечественных зрителей. С. В. Кудрявцев.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009