Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:


СЁДЕРБЛЮМ Натан (1866-1931)

СЁДЕРБЛЮМ Натан (1866-1931)
СЁДЕРБЛЮМ (Soderblom) Натан (1866-1931), шведский архиепископ, доктор теологии (1901). Возглавил экуменическое движение христианских церквей. Нобелевская премия мира (1930). * * * СЁДЕРБЛЮМ (Soderblom) Натан (15 января 1866 г. – 12 июля 1931 г.). Нобелевская премия мира, 1930 г. Шведский архиепископ Ларе Олоф Йонатан Сёдерблюм родился в Трене (провинция Хельсингланд), в семье священника Йонаса Сёдерблюма и Софии Блюме. Воспитываясь в благочестивой семье, где знания пользовались величайшим почетом, С. начал изучать с отцом латинский язык в пятилетнем возрасте. Еще в детстве он решил стать священником. Среднее образование С. получил в небольшом городке, после чего в 1883 г. поступил в Упсальский университет, где учился и его отец. Здесь С. изучал греческий, еврейский, арабский и латинский языки и получил степень бакалавра. Такая подготовка позволила ему заняться теологией и историей религии в университетской теологической школе. Приверженность С. к экуменизму, отличавшая его всю жизнь, проявляется уже в студенческие годы. На христианской студенческой конференции в 1890 г., в которой он принимал участие, С. услышал призыв к единству церквей мира. Взволнованный, он записал в дневнике: "Боже, дай мне смирение и мудрость для служения великому делу единства Твоей церкви". Укрепление экуменизма, предполагавшего преодоление сектантских разногласий ради единства церквей, стало задачей все его жизни. Получив степень по теологии в 1892 г., С. был рукоположен в пасторы лютеранской церкви. В том же году он опубликовал свою первую книгу о теологии германского реформатора Мартина Лютера. Прослужив некоторое время капелланом психиатрической больницы в Упсале, С. был назначен пастором шведской церкви в Париже. После того как его финансовое положение укрепилось, С. в 1897 г. смог жениться на студентке Упсальского университета Анне Форселл, в их семье родилось 10 детей. С. провел в Париже семь лет. Его приход посещали выдающиеся скандинавские художники, дипломаты, бизнесмены, в т. ч. Альфред Нобель, много жертвовавший церкви. Когда 10 декабря 1896 г. Нобель умер на своей вилле в Сан-Ремо (Италия), С. провел заупокойную службу. Вспоминая Нобеля, он говорил о его "могучем интеллекте, замечательных достижениях, умении поставить силы природы на службу человечеству". Окончив аспирантуру по теологии, а также истории религии в Парижском университете, С. получил степень доктора теологии. Его диссертация была посвящена идее загробной жизни в зороастризме – персидской религии, распространившейся в VI в. до н.э. Вскоре С. предложили кафедру теологии в Упсальском университете, и в 1901 г. он вернулся в Швецию. Вдохновленный зарубежным опытом и либеральной французской теологией, С. энергично принялся за дело. Он оставался в университете до 1914 г., причем в 1912...1914 гг. читал историю религии еще и в Лейпцигском университете. Одаренный ученый и педагог, С. подготовил у себя на родине теологический ренессанс. У студентов и коллег он стимулировал интерес к сравнительной религии, равно как к жизни и учению Мартина Лютера. Личное обаяние и могучий ум сделали С. популярным не только в университете, где на его лекции собирались толпы студентов, но и в церковной среде. Шведские университеты захватил интерес к религии, студенты даже основали журнал "Наш лозунг" ("Var Losen") и организовали Центр христианских встреч. В качестве одного из учредителей Всеобщего мирового союза церквей за международное понимание С. готовил его сессию 1914 г. в Констанце (Германия), однако начало первой мировой войны заставило делегатов вернуться домой. Совместно с другими церковными деятелями С. попытался организовать экуменическую конференцию в 1917 г. и вновь потерпел неудачу, т.к. воюющие страны отказали в выдаче паспортов; прибыло лишь пять делегатов из нейтральных стран. Обнародованный ими манифест призывал к братству и миру, что стало темой одной из последующих работ С. Апеллируя к "глубокому внутреннему единству, которое объединяет всех христиан независимо от национальных и сектантских различий", документ призывал все церкви способствовать устранению международных разногласий путем переговоров и арбитража. После войны С. не оставил забот об экуменизме и мире. Благодаря его энергии и растущему престижу в Стокгольме была организована Всеобщая христианская конференция 1925 г., на которой присутствовало 600 делегатов из 37 стран. Римско-католическая церковь отказалась в ней участвовать, но представители русской православной и основных протестантских церквей прибыли. Под председательством С. делегаты обсудили единое экуменическое вероучение, проблему примирения различных теологических взглядов и достижения всеобщего мира. Делегаты избрали постоянный комитет для организации будущих заседаний. Результатом этой работы стало создание в 1948 г. Всемирного совета церквей. В ознаменование заслуг в достижении мира через религиозное объединение С. был удостоен Нобелевской премии мира 1930 г. В Нобелевской лекции он сформулировал три задачи, которые, по его мнению, должна решить церковь во имя мира: довести до сознания христиан, что религия требует придерживаться норм, закона и справедливости как от людей, так и от государств; проповедовать важность "сверхнациональной юридической системы" как средства решения споров между народами; превратить вооруженные силы в защитников мира. В заключение С. объявил об экуменическом конгрессе, который намечался на 1935 г. и должен был состояться в Лондоне. "Мы должны бороться за мир, против схизмы, против безумия страха против ненависти и несправедливости, – говорил С. – Мирная политика достигнет своей цели в той же мере, в которой Царство Божие завоюет сердца людей". Через год после получения Нобелевской премии С. был приглашен читать лекции в Эдинбурге. После первых десяти лекций, прочитанных в мае – июне, он вернулся в Швецию. С. скончался от сердечного приступа в Упсале 12 июля 1931 г.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009