Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:


СЮЛЛИ-ПРЮДОМ (1839-1907)

СЮЛЛИ-ПРЮДОМ (1839-1907)
СЮЛЛИ-ПРЮДОМ (Sully-Prudhomme) (наст. имя и фам. Рене Франсуа Арман Прюдом) (1839-1907), французский поэт. Член группы "Парнас". Сборник стихов "Тщетная нежность" (1875), философские поэмы "Судьбы" (1872), "Справедливость" (1878), "Счастье" (1888). Социологические и искусствоведческие работы (в т. ч. "Поэтическое завещание", 1901). Нобелевская премия (1901). * * * СЮЛЛИ-ПРЮДОМ (Sully-Prudhomme) Рене (16 марта 1839 г. – 7 сентября 1907 г.). Нобелевская премия по литературе, 1901 г. Французский поэт Рене Сюлли-Прюдом (настоящее имя Рене Франсуа Арман Прюдом) родился в Париже. Его отец умер, когда мальчику исполнилось два года, и семья осталась без средств к существованию. Вместе со своей овдовевшей матерью Клотильдой (Кейо) Прюдом и старшей сестрой Рене переезжает к дяде. В возрасте восьми лет он поступает в лицей Бонапарта, где увлекается математикой, классическими языками и французским стихосложением. После окончания лицея Рене, один из лучших учеников в классе по математике, готовится к поступлению в политехническую школу, собираясь стать инженером, но из-за серьезной болезни глаз ему пришлось отказаться от своих планов. Вынужденный искать работу, С.-П. устраивается конторщиком на фабрику, а с 1860 г. зарабатывает на жизнь, служа клерком в нотариальной конторе. По вечерам Рене изучает философию и пишет стихи. Свой первый поэтический сборник "Стансы и стихотворения" ("Stances et poemes") он выпустил в 1865 г. под псевдонимом Сюлли-Прюдом (полное имя отца) и получил высокую оценку влиятельного критика Шарля Огюстена Сент-Бева. В следующем году издатель Альфонс Лемер включил стихи С.-П. в сборник, озаглавленный "Современный Парнас" ("Le Parnasse contemporain"), явившийся литературным манифестом "парнасцев" – молодых поэтов, выступивших против лирической экзальтированности романтической школы. Лемер также переиздал "Стансы и стихотворения" и сборник сонетов С.-П. "Испытания" ("Les Epreuves"). В течение последующих трех лет из-под пера молодого поэта выходят написанные по мотивам античного мифа "Авгиевы конюшни" ("Les Ecuries d'Augias", 1866), сборник "Итальянские зарисовки" ("Croquis italiens", 1866...1868) и "Одиночество" ("Les Solitudes", 1869). В этих произведениях звучат темы безответной любви, а также конфликта между наукой и религией. Получив отказ от кузины, на которой он хотел жениться, С.-П. остается на всю жизнь, холостяком. В начале 1870 г. поэт испытал сильное потрясение, когда в течение буквально нескольких дней умирают его мать, дядя и тетя. В июле того же года началась франко-прусская война, и С.-П. вступает добровольцем в ополчение. Лишения, испытанные им в течение длительной осады Парижа прусской армией, еще более ослабили и без того слабое здоровье поэта, и к тому времени, когда осада французской столицы была снята, у С.-П. отнялись ноги. Во время лечения он пишет патриотические стихи, которые были изданы отдельной книгой под названием "Военные впечатления" ("Impressions de la guerre", 1870). Следующее значительное поэтическое произведение С.-П. – "Напрасная нежность" ("Les Vaines tendresses", 1875) – пронизано щемящей тоской, как и "Одиночество", и содержит наиболее часто включаемые в антологии стихи поэта. В поэме философского характера "Справедливость" ("La Justice", 1878), написанной в форме диалога под влиянием поэзии Лукреция, звучит мысль о том, что справедливость следует искать не во внешнем мире, а в душе человека. В "Счастье" ("Le Bonheur", 1888), эпической поэме из 4 тыс. строк, утверждается, что счастья человек достигнет благодаря любознательности, науке, добродетели и жертвенности. Говоря о влиянии гуманистических идеалов С.-П. на французскую литературу, американский исследователь французского происхождения Жан Альбер Беде писал, что "он выводит поэзию из тьмы, в которую она была надолго ввергнута пессимизмом позитивистов, а также учит тому, что дорога к счастью лежит через страдания, самопожертвование и братскую любовь". В "Поэтическом завещании" ("Le Testament poetique"), сборнике статей, опубликованном в 1900 г., С.-П. выступил в защиту классического французского стихосложения, против "свободного" стиха, а также подверг критике символистов и декадентов. В 1901 г. С.-П. стал первым лауреатом Нобелевской премии по литературе за "выдающиеся литературные достоинства, в особенности же за высокий идеализм, художественное совершенство, а также за необычное сочетание душевности и таланта, о чем свидетельствуют его книги". Вручение Нобелевской премии С.-П. стало неожиданностью для всех тех, кто считал наиболее вероятным претендентом Льва Толстого. В своей приветственной речи С. Д. Вирсен, член Шведской академии, особо отметил, что С.-П. "отличается пытливым и наблюдательным умом, который... проникся нравственным величием человека... и с этой точки зрения он лучше большинства писателей олицетворяет то, что Альфред Нобель называл "идеалистическими тенденциями в литературе". Из-за болезни С.-П. в церемонии награждения не участвовал, и диплом лауреата был вручен послу Франции в Швеции. Уже серьезно больной, поэт обращается к христианской апологетике Блеза Паскаля и пишет трактат "Истинная религия Паскаля" ("La Vraic Religion selon Pascal", 1905). В своем последнем произведении "Психология свободного выбора" ("Psychologie du libre arbitre", 1906) С.-П. приходит к заключению, что свобода выбора заложена в природе, а стало быть, оправданна. С.-П. умер 7 сентября 1907 г. на своей вилле в Шатне-Малабри под Парижем. Писатель, в свое время весьма уважаемый как в литературных, так и академических кругах, С.-П. сейчас известен мало, даже во Франции. Отдельные стихотворения поэта переводятся, включаются в антологии, однако в настоящее время литературоведы не уделяют его творчеству большого внимания. С.-П. известен как основатель литературной премии, которую он учредил для молодых французских поэтов на средства, оставшиеся от Нобелевской премии.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009