Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:


СТРАХОВ Николай Николаевич (1828-96)

СТРАХОВ Николай Николаевич (1828-96)
СТРАХОВ Николай Николаевич (1828-96), российский философ, публицист, литературный критик, член-корреспондент Петербургской АН (1889). В книгах "Мир как целое" (1872), "О вечных истинах" (1887), "Философские очерки" (1895) высшей формой познания считал религию, критиковал современный материализм, а также спиритизм; в публицистике разделял идеи почвенничества. Статьи о Л. Н. Толстом (в т. ч. о "Войне и мире"); первый биограф Ф. М. Достоевского. * * * СТРАХОВ Николай Николаевич [16 (28) октября 1828, Белгород Курской губ. - 24 января (5 февраля) 1896, Петербург], русский публицист, литературный критик и философ. Родился в семье священника. В 1851 окончил Педагогический институт в Петербурге. Преподавал естественные науки в Одессе, затем в Петербурге. С 1861 сотрудничал с Ф. М. Достоевским, был ведущим сотрудником его журналов "Время" и "Эпоха". В своих статьях отстаивал идеалы "почвенничества". В 1867 редактировал "Отечественные записки" (где напечатал одну из своих лучших статей - о романе Достоевского "Преступление и наказание"). Страхов одним из первых оценил огромное литературное значение романа Л. Н. Толстого "Война и мир". В 1870 он предсказывал, что "Война и мир" скоро станет "настольною книгою каждого образованного русского, классическим чтением наших детей". Творчество и личность Л. Н. Толстого оказали на Страхова исключительное влияние. Член-корреспондент Петербургской АН (1889). Основное философское сочинение Страхов - "Мир как целое" (1872). "Целостность" мира, по мысли Страхова, определяется приматом и творческой активностью духовного начала в отношении начала "вещественного". Эта активность порождает органические формы жизни, в которых дух "овладевает" материей. Центральную роль в органическом мире играет человек - "узел мироздания, его величайшая загадка, но и разгадка его". Свою мировоззренческую позицию Страхов наиболее последовательно выразил в книге "Борьба с Западом в русской литературе" (1883). Основной объект его критики - европейский рационализм ("просвещенство"), который он определяет как культ рассудка и преклонение перед естествознанием. Итогом подобного "идолопоклонства" становятся мировоззренческие догмы, далекие от какой бы то ни было подлинной научности. К такого рода идеологиям Страхов относил прежде всего материализм и утилитаризм. В своей критике "рационалистического" Запада Страхов опирался на теорию культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского, в которой он увидел подлинно научное и философское опровержение европоцентризма.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009