Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:


СПИЛБЕРГ Стивен (р. 1947)

СПИЛБЕРГ Стивен (р. 1947)
СПИЛБЕРГ (Spielberg) Стивен (р. 1947), американский кинорежиссер, сценарист, продюсер. В детстве начал снимать любительские фильмы. В 13 лет получил первый приз за 40-минутный фильм о войне. Лидер поколения, переосмыслившего и обновившего голливудские традиции, совместив "авторское" и коммерческое начала. Творчество Спилберга проникнуто характерным для американского сознания позитивистским оптимизмом. Наиболее значительные фильмы: "Близкие контакты третьего вида", 1980; трилогия об Индиане Джонсе (1981-89); "Инопланетянин", 1982; "Список Шиндлера", 1993, премия "Оскар". 31.5.2002 Спилберг под апплодисменты присутствующих и музыкальную тему из созданной им кино-трилогии "Индиана Джонс" получил степень бакалавра кино и электронных искусств в Калифорнийском университете. 33 года назад оставивший обучение ради карьеры в кино, на выпускной торжественной церемонии в Калифорнийском университете Спилберг поблагодарил своих родителей и семью за данную ему "возможность получить образование" и успешную карьеру. * * * СПИЛБЕРГ (Spielberg) Стивен (р. 18 декабря 1947), американский кинорежиссер, продюсер, сценарист. В 1965 поступил в Калифорнийский университет, однако спустя три года прекратил обучение ради кинокарьеры, так и не получив диплома. С детства снимал любительские фильмы. Первую сюжетную ленту с актерами снял в 12 лет в Финиксе. В 13 лет получил первый приз за 40-минутный фильм о войне "Побег в никуда" (1960). Первый профессиональный короткометражный фильм "Эмблин" (1969) обеспечил ему контракт с компанией "Юниверсал". Спилберг - основная фигура нового американского кино: его художественная система послужила стартовой площадкой для творчества многих режиссеров "постшестидесятников". Мощнейший программный заряд и эзотеричность, которыми отмечены его фильмы, впервые проявились - еще несколько неуверенно - в финансовом рекордсмене 1975, ленте "Челюсти". Формально определив ее в рубрику "фильмы катастроф", критики не заметили новаторских элементов. Но по-настоящему новые идеи развернулись только в картине "Близкие контакты третьего вида" (1977). В этом фильме была найдена новая формула: фантастический элемент (в данном случае НЛО и их воздействие на Америку конца 1970-х годов) "вставляется" в гиперреалистически (и одновременно - трепетно романтически) показанную действительность, причем абсолютно без шва - как действующий фактор этой реальности. Открытием стал получивший колоссальный успех фильм "E. T., Инопланетянин" (1982), в котором эта парадигма получила развитие и подтверждение. Не желая заниматься самоповторами в режиссуре, Спилберг создал фирму "Эмблин энтертейнмент". С точки зрения кинотеории, течение, которое возглавил Спилберг в Голливуде, принято называть "синефильством": его представители снимают фильмы, опираясь на другие фильмы, а не на жизненный опыт, как было принято в традиционном кинематографе. Спилберг "провел ревизию" классического Голливуда и воссоздал на новом уровне гуманистическую традицию лент Ф. Капры(недаром одной из любимых картин Спилберга является капровская "Жизнь прекрасна"). В каждом фильме Спилберга можно найти ссылки на классическое голливудское кино: в "Империи солнца" (1987) - на "Унесенных ветром" В. Флеминга; в "Близких контактах третьего вида" - на "Десять заповедей" С. Б. Де Милля и "Пиноккио"; в "E. T." - на "Тихого человека" Дж. Форда и "Волшебника из страны Оз" Флеминга; в "Списке Шиндлера" (1993) - на "Гражданина Кейна" О. Уэллса. При этом Спилберга можно считать адекватным представителем интересов, психологии и чаяний американского среднего класса - он очень хорошо знает жизнь современных пригородов, где, как он однажды выразился, "взрослеют с тремя родителями - матерью, отцом и телевизором". Спилберг проложил Голливуду дорогу в современность, а сам некоторое время снимал не очень прибыльные фильмы ("Цвет лиловый", 1985; "Всегда", 1989). Но уже в ленте "Капитан Крюк" (1991), грандиозном римейке полнометражного диснеевского мультфильма "Питер Пэн" (1953), Спилберг как бы собрал все мотивы и сюжеты своих картин и вывел инвариантный характер, в том или ином обличье присутствовавший во всех его фильмах, нестареющего мальчика-мужчину, почти что alter ego автора. В 1993 появился блокбастер "Парк Юрского периода" (кассовые сборы составили 356, 8 миллионов долларов) - история динозавров, восстановленных в наши дни по генетическому коду. Причина грандиозного успеха лежит не столько в художественных достоинствах ленты (если не считать парада аттракционов, это не такое уж интересное кино, хотя бы в сравнении с "E. T."), сколько точном продюсерском расчете, понимании того, чего в данный момент хочет зритель. В "Списке Шиндлера" (1993, 7 премий "Оскар", в том числе за фильм и режиссуру), снятом в прямо противоположной "Парку" аскетической черно-белой палитре, Спилберг отдал дань своей многострадальной нации. После почти четырехлетнего перерыва режиссер выпустил "Затерянный мир" - сиквел "Парка Юрского периода", собравший 230 миллионов долларов. Спилберг-продюсер громко заявил о себе, создав совместно с двумя другими магнатами - Джефри Катценбергом и Дейвидом Геффеном - киностудию "Dream Works". В 1998 вышел фильм "Спасение рядового Райана", где патриотический сюжет снят в стилизованной под документалистику манере. Едва ли не впервые на американском экране так натуралистично показаны ужасы войны. В. Эшпай.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009