Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:


РЕМБРАНДТ Харменс ван Рейн (1606-69)

РЕМБРАНДТ Харменс ван Рейн (1606-69)
РЕМБРАНДТ Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn) (1606-69), нидерландский живописец, рисовальщик, офортист. Новаторское искусство Рембрандта отличается демократизмом, жизненностью образов. Сочетая глубину психологической характеристики с исключительным мастерством живописи, основываясь на эффектах светотени, писал портреты, в т. ч. групповые ("Ночной дозор", 1642); религиозные ("Святое семейство", 1645) и мифологические ("Даная", 1636) сцены. К 1660-м гг. относятся наиболее сложные по психологической структуре религиозные ("Возвращение блудного сына", ок. 1668-69) и исторические ("Заговор Юлия Цивилиса", 1661) композиции, портреты ("Синдики", 1662). Широкая, свободная живопись, виртуозная графика (рисунки, офорты) Рембрандта приобретают особую эмоциональную выразительность, светотень выступает в них как средство раскрытия психологических коллизий. * * * РЕМБРАНДТ (полн. Рембрандт Харменс ван Рейн, Rembrandt Harmensz van Rijn) (15 июля 1606, Лейден - 4 октября 1669, Амстердам), нидерландский живописец, рисовальщик, офортист. Новаторское искусство Рембрандта отличается демократизмом, жизненностью образов. Сочетая глубину психологической характеристики с исключительным мастерством живописи, основываясь на эффектах светотени, писал портреты ("Ночной дозор", 1642); религиозные ("Святое семейство", 1645) и мифологические ("Даная", 1636) сцены. К 1660-м годам относятся наиболее сложные по психологической структуре религиозные ("Возвращение блудного сына", около 1668-69) и исторические ("Заговор Юлия Цивилиса", 1661) композиции, портреты ("Синдики", 1662). Широкая, свободная живопись, виртуозная графика (рисунки, офорты) Рембрандта приобретают особую эмоциональную выразительность, светотень выступает в них как средство раскрытия психологических коллизий. Происхождение и ранние годы. Родился в семье богатого мельника. После недолгого обучения в Лейденском университете (1620) посвятил себя искусству. Учился, в частности, у П. Ластмана в Амстердаме (1623). В 1625-31 работал в Лейдене. Испытав сильное влияние караваджизма, уже в ранних, небольших по формату вещах ("Принесение во храм", ок. 1628-29, Кунстхалле, Гамбург; "Симеон во храме", 1631, Маурицхейс, Гаага) уделяет особое внимание эмоционально-психологическим возможностям светотени. Наряду с религиозной живописью важнейшим жанром для молодого Рембрандта становится портрет; старательно изучая мимику, фиксируя в ту пору даже резкие, гротескные гримасы, он делает портретные образы (в том числе автопортреты, а также изображения родных и близких ему людей) постоянным аккомпанементом своих творческих исканий, придавая им тем самым беспрецедентную по искренности человечность. Первый амстердамский период. Переехав в 1632 в Амстердам, Рембрандт вскоре женился на богатой патрицианке Саскии ван Эйленбург, посвятив молодой жене ряд лучших своих образов. В картине "Урок анатомии доктора Тюлпа" (1632, Маурицхейс), принесшей ему большой успех, он новаторски решает проблему группового портрета, построив его на контрасте разнообразных реакций учеников и спокойствии центральной фигуры ученого-медика, изъясняющего строение человеческого тела. Более свободной, легкой предстает живописная манера мастера, растут масштабы композиций. В картинах, как светских, так и религиозных, доминируют сильные драматические эффекты. Как гимн любви воспринимается "Автопортрет с Саскией" (около 1635, Картинная галерея, Дрезден). Библейско-евангельские сцены отмечены печатью трагизма - с телами и лицами, как бы самосветящимися на темном фоне ("Ослепление Самсона", 1636, Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне; "Жертвоприношение Авраама", 1635, Эрмитаж; "Снятие с креста", 1633-34, варианты в Старой пинакотеке, Мюнхен, и Эрмитаже). Рембрандт увлеченно воспринимает опыт итальянского Возрождения и барокко, но в то же время бросает вызов классическому ренессансному канону - в особенности в картинах на темы античной мифологии. "Похищение Ганимеда" (1635, Картинная галерея, Дрезден) выглядит карикатурно (юный герой писает со страха), образ же "Данаи" (1636, Эрмитаж), как и рембрандтовские ню вообще, полон интимной, домашней эротики и совершенно антиклассичен. Вокруг Рембрандта складывается большой круг учеников - "школа Рембрандта". Вершиной периода стал "Ночной дозор" (1642, Государственный музей, Амстердам). Получив заказ на торжественный групповой портрет стрелковой гильдии, Рембрандт предложил блестящее, но нетрадиционное решение: сцена пронизана не батальным, а скорее театральным настроением, героический идеал и повседневная жизнь причудливо смешаны. Заказчики недооценили этот шедевр и подвергли его резкой критике. Второй амстердамский период. С 1640-х годах Рембрандт постепенно отказывается от бравурных внешних эффектов, в его работах усиливаются черты созерцательности, мистического самоуглубления. В 1642 умирает Саския, во второй половине 1640-х годов его верной подругой жизни становится Хендрикье Стоффельс, вошедшая в его дом служанкой. Ее образ с той поры неоднократно возникает в искусстве Рембрандта (как и образ Титуса, его сына от Саскии). Библейско-евангельские композиции принимают теперь характер домашних, бытовых сцен, где божественное начало как бы просвечивает изнутри, в мерцающих золотисто-коричневых красочных гаммах. Таковы, например, "Святое семейство" (1645-46, варианты в Эрмитаже и Картинной галерее, Кассель), "Христос в Эммаусе" (1648, Лувр). Рембрандт все чаще драматически укрупняет фигуры ("Иаков, благословляющий сыновей Иосифа", 1656, Картинная галерея, Кассель), окутывая образы обаянием неизъяснимой тайны (как в так называемом "Польском всаднике", или "Путешествии Блудного сына", около 1655-57, собрание Фрик, Нью-Йорк). Сумрачно-таинствен "Урок анатомии доктора Деймана" (или "Вторая анатомия",1656; сохранился лишь фрагмент картины, Государственный музей, Амстердам). Та же атмосфера психологического откровения царит в портретах, где фокусом интереса все чаще предстает лицо, либо лицо и руки, проступающие из мягкой светотени: портреты человека в золотом шлеме (около 1650, Картинная галерея, Берлин-Далем), Яна Сикса (1654, собрание Сикса, Амстердам), читающего Титуса (1656, Художественно-исторический музей, Вена). В эту пору создаются многие из лучших автопортретов, а также замечательные пейзажи (Рембрандт писал их вплоть до 1654), где природа и деяния человеческих рук, природа и история сливаются в единую почвенно-землистую массу, согретую теплым сиянием и живущую своим мерным, величавым ритмом. Поздние вершины. Рембрандт, подобно Тициану, принадлежал к тем мастерам, для которых старость отнюдь не означала спада творческой активности. В 1656 художника объявляют несостоятельным должником, его имущество продают с молотка. Он перебирается в более скромное жилище в еврейском квартале Амстердама. Умирают Хендрикье и любимый сын Титус, подводит здоровье, однако Рембрандт продолжает работать напряженно и необычайно плодотворно. Он пишет групповой портрет старейшин суконного цеха ("Синдики", 1661-62, Государственный музей, Амстердам), добиваясь внешней простоты и эмоциональной непринужденности образа. Фактура его картин превращается в подлинную материю света: свободные лессировки усиливают до предела эффект сияния, которое как бы озаряет красочную массу изнутри, акцентируя психологические узлы композиции. Таков этапный для судеб исторической картины, драматически-напряженный "Заговор Юлия Цивилиса"(1661, сохранился в сильно обрезанном виде; Национальный музей, Стокгольм); эта композиция на тему борьбы батавов против римской оккупации предназначалась для Амстердамской ратуши, но шокировала заказчиков своим новаторством и не была принята. Таковы же "Ассур, Аман и Эсфирь" (1660, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва), "Отречение Петра" (1660, Государственный музей, Амстердам), "Портрет супружеской четы" (так называемая "Еврейская невеста", около 1662, там же), "Возвращение Блудного сына" (около 1668-69, Эрмитаж), другие сюжетные картины и портреты этого периода, в том числе созданные в последний год жизни автопортреты - образ смеющегося Рембрандта (Музей Вальраф-Рихарц-Людвиг, Кельн) и автопортрет из лондонской Национальной галереи. Графика. Рембрандт оставил огромное графическое наследие - своего рода многолетний дневник, полный острых бытовых наблюдений, художественных замыслов, мистико-философских интуиций. Он много работал карандашом, чаще, однако, обращаясь к рисунку гусиным пером в сочетании с кистью. Первые его опыты в области офорта (фигуры нищих, бродяг, крестьян) относятся еще к лейденскому периоду. Со временем он стал великим реформатором искусства гравюры (офорт, часто в сочетании с сухой иглой): виртуозно применяя повторные травления, создавая серийные оттиски, разнообразные по силе тона и штриха, добиваясь удивительной образной глубины содержания, он впервые (если не считать А. Дюрера) поставил печатную графику на один уровень с шедеврами живописи и литературы. Среди самых прославленных его офортов - так называемый "Лист в сто гульденов" ("Христос, исцеляющий больных", 1643-49), "Три дерева" (1643), "Три креста" (1653), так называемый "Фауст" (около 1652), "Христос в Эммаусе" (1654), "Се Человек" ("Христос перед толпой", 1655). В 1660-е гг. из-за ухудшившегося зрения Рембрандт почти прекращает занятия офортом, сосредоточившись в основном на рисунке тростниковым пером. "Библия Рембрандта". Его традиция. Свод библейско-евангельских картин, гравюр и рисунков художника называют "Библией Рембрандта". Отражая богатейший спектр религиозных раздумий мастера, она имеет уникальное по своей широте значение: в ней проступают не только протестантско-кальвинистские, католические и сектантские мотивы, но и иудаистская традиция толкования Библии, религия Торы и Талмуда, т. е. представлена вероисповедная карта тогдашней Западной Европы. Антиклассицистический, остро индивидуальный пафос искусства Рембрандта нашел особенно горячий отклик у представителей романтизма, которые порой считали его главным своим предтечей. Наука 20 века развеяла романтический миф о "Рембрандте-изгое" (он вступал в острые конфликты с голландским истэблишментом, но никогда не был каким-то отверженным, а тем паче нищим), провела большую работу по разделению произведений художника и его учеников (среди них были такие крупные мастера, как Г. Доу , К. Фабрициус , А. де Гелдер). В Амстердаме существует музей Рембрандта (в доме, где он жил в поздний период жизни). М. Н. Соколов.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009