Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:


ПЛЯТТ Ростислав Янович (1908-89)

ПЛЯТТ Ростислав Янович (1908-89)
ПЛЯТТ Ростислав Янович (1908—89), российский актер, народный артист СССР (1961), Герой Социалистического Труда (1989). С 1927 в Театре-студии Ю. А. Завадского, с 1938 в Московском театре им. Ленинского комсомола, с 1943 в Театре им. Моссовета. Роли: Бернард Шоу ("Милый лжец" Дж. Килти), Барлей Купер ("Дальше — тишина" В. Дельмар). Снимался в фильмах: "Мечта" (1941), "Послесловие" (1983), в телефильмах "Семнадцать мгновений весны" (1973), "Визит к Минотавру" (1987). Государственная премия СССР (1982). * * * ПЛЯТТ Ростислав Янович (Иванович) [30 ноября (13 декабря) 1908, Ростов-на-Дону — 30 июня 1989, Москва], российский актер театра и кино; народный артист СССР (1961). Герой Социалистического труда (1989). В 1928 окончил драматические курсы под руководством Ю. А. Завадского. С 1927 актер Московского театра-студии под руководством Завадского, с 1936 — Ростовского драматического театра им. М. Горького, с 1938 — Московского театра им. Ленинского комсомола, с 1941 — Московского театра драмы, с 1943 — Московского академического театра им. Моссовета. Дебют. Первыми ролями молодого актера стал Человек в пенсне и офицер на вечеринке в спектакле "Простая вещь" (1927). Плятт сыграл ярко, броско. Он вообще в молодости тяготел к гротесковой характерности, любил грим, тщательно искал внешний рисунок роли. Его нелепые, долговязые юноши были уморительно смешны: пижон Гарри Компас в эксцентрической комедии "Компас" (1928), сын нэпмана Илюшка в "Нырятине". Театр-студия Завадского. Долгое время актер играл откровенно отрицательных персонажей, таких как Нинкович в "Госпоже министерше" или Гастон Вальтье из "Школы неплательщиков", с удовольствием находя для них разнообразные сатирические краски. В этих легких, изящных комедиях Плятт чувствовал себя абсолютно свободно. А каким смешным был его Скалозуб в "Горе от ума" (1938) или Болингброк в "Стакане воды" (1937; в 1944 был повторен в театре им. Моссовета и долго шел с неизменным успехом). И какие точные характеристики нашел молодой актер для своего фон Ранкена — солидного, брезгливого господина, важно "покупающего" продажную любовь. Театр им. Ленинского комсомола. Вообще-то Плятт мог играть все. Но "увидели" в нем актера на положительные роли только в Театре им. Ленинского комсомола, где Плятт принял участие в спектаклях "Окна" по Голсуорси (мойщик окон мистер Блэй) и в "Парне из нашего города" К. Симонова (военврач Аркадий Бурмин). Перейдя в Московский театр драмы, актер с огромным успехом продолжал играть Аркадия. И одна за другой пошли роли "хороших людей", интеллигентных, умных, достойных. Снова к Завадскому. Плятт был идеальным актером Завадского, соединяя в своем творчестве две актерские школы — вахтанговскую, с ее стремлением к яркой театральности, изысканной иронии, и метод Станиславского, с его углублением в психологию персонажа. Плятт считался мастером перевоплощения, он с удовольствием придумывал своим персонажам самые невероятные обличья, и в то же время был необычайно выразителен в незамысловатых психологических сюжетах, как, например в чеховском "Тапере", вошедшем в спектакль "Пестрые страницы", — грустной истории несостоявшегося таланта, погубленной жизни. С удовольствием играл актер в "Шторме" (Раевич), "Волках и овцах", "Норе" (Крогстад), "Чайке" (Дорн), "Лешем" (Войницкий), "Маскараде" (Казарин), "Братьях Карамазовых" (Федор Карамазов). На протяжении всей своей творческой жизни актер снова и снова обращался к образу Бернарда Шоу, что отчасти было следствием их внешнего сходства. Впервые он сыграл его в спектакле "Ученик дьявола" (1933), появившись в финале в гриме Шоу. Позже в "Цезаре и Клеопатре" Плятт в образе Шоу начинал действие, а потом уже играл самого Цезаря. Но особый успех в роли писателя актер имел в спектакле. Г. В. Александрова "Милый лжец" Дж. Килти, в котором в паре с Л. П. Орловой проникновенно проживал историю удивительной любви, связавшей жизни великого драматурга и знаменитой актрисы Патрик Кэмпбел. А в 1970-е гг. на телевидении был подготовлен цикл передач о Шоу ("Театр Бернарда Шоу"), в которых Шоу (Ростислав Плятт) беседовал с Литературоведом (А. А. Аникст). В 1969 вместе с Ф. Г. Раневской Плятт пронзительно нежно сыграл в трогательном спектакле "Дальше — тишина". Эта тема прощания с жизнью, достойного ухода появится в его творчестве еще не раз, в том числе и в фильме Марлена Хуциева "Послесловие" (1983, Алексей Борисович). Кино. В кино Плятт пришел поздно, почему-то кинематографисты не сразу разглядели в нем возможного киноактера. Первая роль была совсем крохотной — военспец в фильме "Ленин в 1918 году". Зато следующая — чудаковатый холостяк в трогательной комедии "Подкидыш" (1939) — сразу полюбилась зрителям. С тонким юмором и дальше играл он роли обаятельных, добрых чудаков: извозчик Янек в "Мечте" (1943), сосед-холостяк в фильме "Слон и веревочка" (1946), пассажир в "Первокласснице" (1948), честный добропорядочный господин Грин в "Убийстве на улице Данте", вдохновенный ученый Данкевич в фильме "Иду на грозу" (1965), мудрый пастор Шлаг в телесериале "Семнадцать мгновений весны" (1973) и мн. др. Зато для завхоза Бубенцова из фильма "Весна" (1947) актер не пожалел сатирических красок, от души высмеяв самовлюбленного проходимца. С 1931 Плятт активно работал на радио, с удовольствием участвуя как в серьезных передачах, так и в детских, без устали озвучивая разных зверюшек. Лауреат Государственной премии СССР (1982 — за спектакли, сыгранные в Московском академическом театре им. Моссовета). Т. В. Сергеева.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009