Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:


ПИТЕРСОН Оскар (р. 1925)

ПИТЕРСОН Оскар (р. 1925)
ПИТЕРСОН (Peterson) Оскар (р. 15 августа 1925, Монреаль), канадский джазовый пианист (также исполнитель на органе, клавикорде, электропиано) и композитор. Обучаться музыке начал с 5 лет. Пытался освоить игру на трубе, но через 2 года занятий отказался от этого инструмента (из-за подозрений на туберкулез легких) и отдал предпочтение фортепиано. В возрасте 14 лет стал победителем на конкурсе молодых музыкантов в Канаде и благодаря этому получил возможность регулярно (до 1944) выступать в еженедельных радиоконцертах, затем играл с самым популярным оркестром Канады под управлением Джонни Холмса, а также с собственным трио (в Монреале и Торонто). Первые грамзаписи сделал на канадской фирме Victor. В 1947-48 признан ведущим канадским джазовым музыкантом. В сентябре 1949. впервые приехал в США для участия в серии концертов филармонического джаза в нью-йоркском Карнеги-Холле. С этого времени стал постоянным членом олл-стар-групп, выезжал с ними на гастроли (в Европу в 1952-54, 1956 и позднее), записывался с ними и со своим трио (также с квартетом) на пластинки. Гастролировал с Эллой Фитцджеральд в Англии (в 1955 и в 1960-е гг.). В 1959 участвовал в создании музыки к французскому кинофильму "Les Tricheurs". Преподавал в Нью-йоркской школе джаза, затем в 1960 основал в Торонто вместе с другими музыкантами учебный центр Advanced School of Contemporary Music. Участвовал в первом канадском фестивале джаза в Торонто и в чикагском "Playboy"-джаз-фестивале. Первоначальный состав его трио (фортепиано, гитара и контрабас) постепенно изменился. В 1974 Питерсон совершил турне в СССР (LP "Oscar Peterson in Russia"). К середине 1970-х относятся его эксперименты с симфоническим оркестром, с которым он успешно гастролировал по Северной Америке. Творческие достижения Питерсона отмечены многочисленными наградами в США и Канаде. С 1953 он постоянно занимал первое место в анкетах журналов "Down Beat" и "Metronome". Многократно удостаивался премий Грэмми (1974, 1975, 1978, 1979, 2 раза в 1990, 1991). Оскар Питерсон по праву признан выдающимся музыкантом, своего рода классиком фортепианного джаза. Однако не только почитатели его таланта, но и все ценители музыки независимо от их личных пристрастий признают непреходящую значимость его вклада в мировую художественную культуру. В кругу любителей джаза имя Питерсона непосредственно ассоциируется с понятием мэйнстрима в том смысле, что его творчество выходит за рамки частных стилевых определений, обобщает весь предшествующий опыт джазовой эволюции и вместе с тем определяет главный путь развития этого вида музыкального искусства. В музыке Питерсона очевиден универсальный охват интегрированных в ней стилевых элементов, указывающих на преемственные связи с различными направлениями развития джаза (от исторических истоков до современности), равно как и с европейской академической музыкальной культурой (например, с фигурационно-орнаментальной техникой клавесинистов эпохи барокко, романтическим пианизмом Шумана и Листа или тонально-гармонической палитрой французских композиторов-импрессионистов). Строительным материалом для него могут служить госпел и рэгтайм, ранний фортепианный блюз и буги, риффовые фигуры свинговой эры, угловатые синкопы и "разорванные" мелодические пассажи бопа, изысканные гармонии кул-джаза, ритмы бразильской самбы и старинного менуэта, вальса или марша, кантилена романса и оперной арии. Блистательная концертная виртуозность его пианизма, изобретательность в пассажах и мелодической разработке темы вообще не имеют аналогов. Разнообразны используемые им приемы гармонического варьирования и тональной модуляции, динамического нагнетания, подготовки и осуществления кульминаций, ритмического и структурного синкопирования. Следует отметить также идеальное чувство формы и пропорций, умение подчинить традиционную структуру джазовой пьесы процессу сквозного тематического развития, что, по сути дела, наделяет импровизацию качеством композиционности. Важен для Питерсона и принцип приоритета экспрессии над технической стороной исполнения. Воплощение проникновенно-лирических образов и настроений, песенной кантилены и балладной повествовательности удается ему не меньше, чем стремительные, каскадные пьесы-движения в сверскоростных темпах. Многообразна деятельность Питерсона как композитора и аранжировщика (в том числе джазовая интерпретация популярных песенных мелодий Ирвинга Берлина, Коула Портера, Джорджа Гершвина, Дюка Эллингтона и др.). Яркая индивидуальность, блестящая техника игры, неисчерпаемое богатство импровизаторской фантазии, классическая зрелость творчества и, конечно, чисто человеческое обаяние Питерсона позволили ему в войти в число самых популярных людей эпохи. В. Ю. Озеров.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009