Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:


АУТОДАФЕ

АУТОДАФЕ
АУТОДАФЕ (исп. и португ. auto de fe, букв. - акт веры), торжественное оглашение приговора инквизиции в Испании, Португалии, а также само исполнение приговора (главным образом публичное сожжение). Первое аутодафе относится к 13 в., последнее состоялось в 1826 в Валенсии. * * * Статья "Аутодафе" из "Нового энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона" (1911–16): АУТОДАФЕ (исп. Auto de Fe; порт. Auto da Fe; лат. actus fidei — акт веры), так называлось в Испании и Португалии торжественное объявление и исполнение приговора над осужденными инквизицией. Различались: 1) Auto publico general (общее публичное А.), сопровождавшееся большой торжественностью и совершавшееся в присутствии городских властей и большого стечения народа, часто по случаю празднования дня рождения или бракосочетания какого-нибудь принца, и 2) Auto particular (частное А.), на котором присутствовали только инквизиторы и уголовные судьи. За несколько дней до публичного А. на стенах общественных зданий вывешивалось объявление; так, напр., об одном из самых блестящих А, в 1680 в Мадриде в присутствии короля Карла II, устроившего А. в честь своей молодой жены, объявление гласило: "Жители города Мадрида сим извещаются, что св. суд инквизиции города и королевства Толедского торжественно совершит общее А. в воскресенье 30 июня сего года, и что все, кто так или иначе примет участие в совершении или будет присутствовать в указанном А., воспользуются всеми духовными милостями, какими располагает римский первосвященник". Народ стекался толпами на зрелище А. как на доброе дело веры. Самые знатные люди считали для себя честью оказывать услуги святому суду при процессиях А. Шествие открывали доминиканские монахи с хоругвью инквизиции. Прежде всего следовали кающиеся грешники, на которых была наложена только епитимия. За ними шли отделенные большим крестом, носимым перед ними, осужденные на смерть, босые, в специальных костюмах из черной с белыми полосками материи; на обвиненных в каком-либо преступлении против церкви накидывался наплечник из желтой ткани с красными андреевскими крестами (т. н. sanbenito); на рецидивистов и упорствовавших в отрицании истинной веры надевался серый наплечник (samarra) с изображением самого осужденного, окруженного дьяволами и пылающими факелами; на обвиненных в колдовстве надевался остроконечный бумажный колпак (carochas) с изображением чертей и огненных языков. За осужденными несли изображения скрывшихся и, наконец, останки умерших подсудимых в черных гробах, на которых были нарисованы огненные языки и другие символические изображения. Ряд священников и монахов замыкал шествие. По главным улицам процессия направлялась к церкви, где после проповеди объявлялся приговор обвиняемым, стоявшим перед распятием с потухшей свечой в руке. По прочтении им приговора осужденные передавались светскому суду; их принимал гражданский чиновник и приказывал заковать и заключить в темницу. Несколько часов спустя их вели на место казни. Тех, которые обращались в католичество, сперва удавливали, а потом сжигали, прочих же сжигали живыми, а вместе с ними также изображения и останки скрывшихся и умерших еретиков. Король со всем своим двором обыкновенно присутствовал на А. Жертвами А. были главным образом заподозренные в ереси евреи и марраны. В одной Испании, по свидетельству Льоренте, с 1481 по 1808 было сожжено 34 658 человек. В американских колониях Испании и Португалии А. начались с 1536. Последнее А. в Португалии состоялось в Лиссабоне 19 октября 1739. В Испании (в Валенсии) еще в 1826 был казнен школьный учитель Риполль по обвинению в деизме, причем были соблюдены обрядовые стороны А.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009