Главная Даль Ефремова Ушаков Ожегов БЭС Кольер Фасмер Крылов Брокгауз и Ефрон
словарь
МЕНЮ :
Дополнительное меню:


АСАНГА (4 в.)

АСАНГА (4 в.)
АСАНГА (4 в.), индийский философ-буддист. Вместе с его братом Васубандху считается одним из главных учителей школы йогачара (виджнянавада), в центре которой - идея исключительной значимости виджняны, или чистого сознания. * * * АСАНГА (санскр. — Объединитель) (4 в.), буддийский мыслитель, основоположник школы йогачара. Родом из Северной Индии, брат Васубандху. Развивал философское учение махаяны, автор 19 сочинений, в том числе по Абхидхарме и Праджня-парамите. Асанга подразделяет сознание (виджняна) на 8 видов: 5 чувственных, мышление, разум (манас) и сознание-сокровищница (алая-виджняна). Последнее, в отличие от Атмана в индуизме, содержательно постоянно меняется, а входящие в него семена (биджа) дхармо-частиц и кармы дают жизнь особям, вращающимся в сансаре. "Непрорастание" семян из-за ослабления силы кармы означает приближение к нирване. Их множественность иллюзорна, т. к. семя — это частичка единого сознания Будды. Задачей познания для Асанги являлось доказательство нереальности этой множественности как продукта вымысла (кальпана) и реальности только сознания (виджняна-матра), которое для него тождественно нирване ("Махаяна-санграха" — "Собрание махаяны"). Асанга защищает идеал бодхисаттвы, он также выдвинул новую махаянскую доктрину трех тел Будды. Высшая реальность (состояние Будды) предстает в неописуемом Теле Закона (дхарма-кайя); в Теле наслаждения, или блаженства (самбхога-кайя), которое является главным объектом созерцания мастеров йогической медитации, представляющих его в виде различных небес, населенных святыми и буддами; в Теле воплощения (нирмана-кайя). В последнем Будда приходил уже неоднократно к людям возвещать Закон ("Йогачара-бхуми-шастра", "Махаяна-санграха"). С мадхьямикой Асанга разошелся в нескольких вопросах, хотя, по-видимому, происходил из этой школы (ему принадлежит комментарий на "Строфы о срединности" Нагарджуны). Для Асанги нирвана реальна, а самсара нереальна, тогда как для мадхьямиков они обе нереальны. В полемике Асанга считал возможным доказывать махаянские положения, выдвигая тот или иной довод, тогда как ранние мадхьямики только в опровержении любых доводов видели правильную позицию. Труды Асанги до сих пор оказывают огромное влияние на индийский буддизм, в том числе на философское обоснование ваджраяны, а также на буддизм Центральной Азии и Дальнего Востока. В. П. Андросов.
РЕКОМЕНДУЕМ:
словарь
(C) 2009